Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 8

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Барсова (Большой театр)Из довоенных балетных постановок Большого театра примечательны «Пламя Парижа» Асафьева, чутко уловившего «температуру эпохи» французской революции, «Ромео и Джульетта» с музыкой Прокофьева, гениально раскрывающей высокий гуманизм шекспировских образов. Каждый год приносил новые премьеры, новые искания, в процессе которых непрерывно обогащался опыт коллектива.
Мировую известность завоевал Большой театр. По всему свету разнесли добрую славу о его мастерах зарубежные гости, неизменно стремящиеся посетить ГАБТ. Заслуженное признание получили такие выдающиеся дирижеры ГАБТ, как народные артисты СССР Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Ю. Ф. Файер, Л. П. Штейнберг. Такое же высокое звание было присвоено и многим певцам театра — В. В. Барсовой, К. Г. Держинской, А. П. Иванову, И. С. Козловскому, А. Ф. Кривчене, С. Я. Лемешеву, П. Г. Лисициану, М. Д. Михайлову, Г. М. Нэленпу, Н. А. Обуховой, А. С. Пирогову, М. О. Рейзену, Е. А. Степановой, а также О. В. Лепешинской и Г. С. Улановой — знаменитым балеринам, пришедшим на смену тому поколению, которое было украшено именем Е. В. Гельцер, начавшей свою деятельность еще в дореволюционные годы.
С именами многих артистов Большого театра встретится читатель на страницах этой книги. И хочется подчеркнуть, что не только талантливость, мастерство и настойчивость в труде, но и подлинный патриотизм и сплоченность отличают коллектив Большого театра. С честью выполнял этот коллектив свой гражданский долг во время Великой Отечественной войны. И в Куйбышеве, куда в первые месяцы войны был эвакуирован коллектив театра, и в Москве, где оставались многие артисты, шли оперные и балетные спектакли, продолжалась напряженная творческая работа. Постоянно выезжали артисты ГАБТ на фронт, выступали перед воинами Советской Армии и Флота, заслужив их горячую признательность.
В послевоенные годы коллектив театра достиг новых успехов. Вслед за «Черевичками», поставленными в 1941 году, и «Вильгельмом Теллем», показанным в Е. К. КатульскаяКуйбышеве в 1942 году, Сталинскими премиями были отмечены такие прекрасные спектакли ГАБТ, как «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» (1946) и «Пламя Парижа» (1947), «Вражья сила» (1947), «Борис Годунов» и «Проданная невеста» (1948), «Садко», «Мазепа» и ,«Красный мак» (1949), «Хованщина» (1950). За участие в этих спектаклях шестидесяти восьми членам коллектива ГАБТ были присуждены Сталинские премии.
Нельзя обойти молчанием и творческие неудачи Большого театра, постигшие его после войны. Поставленная театром в 1947 году опера В. Мурадели «Великая дружба» была подвергнута справедливой критике в Постановлении Центрального Комитета партии от 10 февраля 1948 года, сурово осудившем формалистическое направление в советской музыке и утвердившем высокие принципы реалистической правдивости в искусстве. Коммунистическая партия вновь призвала советских музыкантов по достоинству ценить, продолжать и развивать великие гуманистические традиции русских классиков, учиться у них идейности, правдивости и мастерству. О требованиях, предъявляемых нашим народом к музыкально-сценическому искусству, напомнила редакционная статья, появившаяся в «Правде» в связи с поставленной в Большом театре неудачной, далекой от жизненной правды оперой Г. Жуковского «От всего сердца».
Коллектив театра чутко прислушивается к критике, помогающей его творческому росту, о котором свидетельствуют, например, новые постановки балетов «Медный всадник» Глиэра и «Лауренсия» Крейна, оперы «Укрощение строптивой» Шебалина. Поставив оперы «Никита Вершинин» Кабалевского и «Мать» Хренникова, театр еще раз проявил стремление к музыкально-сценическому воплощению героики нашей эпохи.
Неустанно работает коллектив театра над отечественной и зарубежной классикой, по-новому осмысливая бессмертные моцартовские оперы, воскрешая на своей сцене такие незаслуженно забытые произведения, как «Франческа да Римини» Рахманинова. И сколько еще замыслов и дерзаний впереди!..
«К новым берегам», по завету Мусоргского, стремится Большой театр, окруженный всенародной заботой и вниманием, окруженный заслуженной славой, которая гремит далеко за пределами нашей Родины. Во время зарубежных гастролей артисты ГАБТ еще более умножают эту славу, высоко неся знамя передового советского искусства — глашатая прогресса, справедливости и мирного созидательного труда.

 

 

Н. А. Обухова Большой театр