Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 5

Ранее: 1, 2, 3, 4

С. В. Рахманинов (Большой театр)Рахманинов никогда не сковывал индивидуальностей артистов, не навязывал им своего понимания той или иной партии, но мудро обобщал стремления всех мастеров, принимавших участие в спектаклях. Он добивался единства музыкально-сценического воплощения каждой оперы, очищая исполнение от всевозможных искажений, с безошибочным чутьем определяя темпы, динамические оттенки и другие нюансы, устанавливая взаимоотношения между звучностью оркестра, хора и солистов. При Рахманинове продолжалась деятельность такого серьезного музыканта, как У. И. Авранек, на протяжении многих лет являвшегося главным хормейстером Большого театра. При Альтани он не раз дирижировал оперными спектаклями, но главная заслуга его заключалась в том, что он поднял на большую высоту хоровое искусство. А это было чрезвычайно важно в связи с тем, что в русских операх (достаточно напомнить творения Глинки, Мусоргского и Бородина) хор приобрел особенное значение как носитель образа народа — вершителя исторических судеб родной страны.
Авранек был одним из тех выдающихся чешских музыкантов, которые в период габсбургского гнета, на протяжении почти трехсот лет изнурявшего Чехию, нашли вторую родину в России. К числу этих музыкантов принадлежал и Вячеслав (Вацлав) Иванович Сук, в 1906 году сменивший Рахманинова на посту главного дирижера Большого театра и заслуживший всеобщее уважение своих русских собратьев и широких кругов нашей общественности, по достоинству оценившей дарование и мастерство этого прекрасного дирижера.
Четверть века продолжалась деятельность В. И. Сука в Большом театре, где на протяжении многих лет в спектаклях, шедших под его управлением, участвовали Нежданова, Петров, Собинов, Шаляпин и многие другие певцы, умножавшие славу русского оперного искусства. Репертуар театра был обширен и включал произведения как русских классиков, так и оперы Моцарта, Вебера, Россини, Верди, Вагнера, Визе и многих других западноевропейских композиторов.
Петров (Большой тетар)Творческий облик каждого выдающегося русского певца отличался своеобразием. И тем не менее в период расцвета Большого театра, начавшийся рахманиновскими спектаклями, уже в полной мере определились черты, характеризующие русскую оперную школу в целом. Величайший из великих представителей этой школы — гениальный Шаляпин — сконцентрировал в себе все ее лучшие черты, сочетав высокое мастерство лепки сценического образа с психологической глубиной и декламационной выразительностью пения.
Выдающиеся русские певцы достигли подлинных вершин реалистической правдивости, и многие завоевания русского вокально-сценического искусства связаны именно с Большим театром в Москве. На его сцене Шаляпин выступал в ролях Сусанина, царя Бориса, Досифея, Грозного, Мельника, Фарлафа, Демона, Еремки, Мефистофеля, Дона Базилио, — и каждое появление его было новым откровением, новой «радостью безмерной» — так назвал Стасов свою первую статью о Шаляпине.
Огромные лирические дарования Неждановой и Собинова расцвели в Большом театре. Чудесным обаянием и глубокой человечностью насыщала Нежданова такие незабываемые образы русских женщин, как Антонида, Людмила, Татьяна, Марфа, в дивном ореоле фантастики появлялась она как Шемаханская царица и Царица ночи, чистотой и благородством веяло от ее легендарной Эльзы и Джульетты, сильные драматические эпизоды создавала она в ролях Маргариты, Офелии и Виолетты, очаровывала грацией в партиях Розины и Констанцы.
Не раз приплывал к Эльзе — Неждановой рыцарь Лоэнгрин, в роли которого обессмертил себя Собинов, прославившийся и как лучший Ленский русской сцены и пылкий Ромео, как вдохновенный Баян и мудрый Берендей, как трогательный Вертер и неотразимый Герцог, покоривший сердце дочери несчастного Риголетто, как пленный русский княжич Владимир Игоревич и бедный польский крестьянин Йонтек, изливающий скорбь своего израненного сердца в думке, так волнующей каждого чуткого слушателя.
Таким же богатством и разносторонностью отличался репертуар и В. Р. Петрова. Это он был величавым и неумолимым Пименом, обличавшим преступления царя Бориса, в партии которого Шаляпин заставлял содрогаться весь зрительный зал. Это он в роли патера Лоренцо благословлял Ромео — Собинова и Джульетту — Нежданову и вместе с ними пел в «Лоэнгрине». Это он создал великолепные, скульптурно законченные и блиставшие вокальным мастерством образы Сусанина, Руслана, Мельника, Досифея, Кончака, Варяжского гостя и китежского князя Юрия. И он же достойно противостоял Царице ночи, исполняя роль мудреца Зарастро в моцартовской «Волшебной флейте», которая, по меткому замечанию Бернарда Шоу, предвосхитила великий гуманизм Девятой симфонии Бетховена.
Деятельность Неждановой, Петрова, Собинова, Сука и Шаляпина (вскоре, впрочем, уехавшего за границу) продолжалась в Большом театре и после Великой Октябрьской социалистической революции, ознаменовавшей собой начало новой эры в истории нашей страны и ее культуры, ставшей отныне всенародным достоянием.

Продолжение...

Большой театр