Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 2

Ранее: 1

Большой театрНапомним, что в 1783 году была закончена бессмертная радищевская ода «Вольность», а через несколько лет появилось «Путешествие из Петербурга в Москву», сокрушающую силу которого хорошо поняли правящие круги. Сама императрица, по свидетельству ее секретаря, прочитав книгу Радищева, «сказать изволила, что он бунтовщик, хуже Пугачева». Прошло немного лет после той сентябрьской ночи 1802 года, когда щепотка яда, принятого автором «крамольной» книги, оборвала его жизнь, — и юный голос величайшего русского поэта «вслед Радищеву восславил свободу». А в те годы, когда во вновь отстроенном Большом театре на Петровке шли первые спектакли, Россия уже была покрыта «сетью тайной» обществ, в которые вступали патриоты, «плети рабства ненавидя».
Ни поражение декабристов, ни разгром этих обществ, ни казни, ни ссылки не смогли уничтожить свободолюбивых стремлений русского народа и приостановить рост его национального самосознания, сказывавшийся во всех областях общественной жизни и культуры. Патриотические усилия русских просветителей XVШ века принесли достойные плоды, традиции Ломоносова, Радищева и Новикова развивались их преемниками. Борьба за национальную самобытность и демократические основы русской литературы и искусства продолжалась и в годы разгула николаевской реакции. В это время спектакли шли на сцене Большого Петровского театра, вплоть до весны 1853 года, когда пожар почти полностью уничтожил и это здание. Восстановлено оно было лить через три года. В 1856 году (эта дата начертана на декоративных щитах в зрительном зале) труппа Большого театра вошла в монументальное здание, вновь сооруженное архитекторами А. Кавосом и Н. Никитиным и сохранившееся до нашего времени.
Большой театрДо нас дошли многочисленные высказывания как русских людей, так и чужеземцев, восхищавшихся красотой и великолепием этого действительно замечательного здания, отличавшегося строгой величавостью и, вместе с тем, .гармонической стройностью очертаний. При постройке здания Большого театра особое внимание было обращено на пышность убранства зрительного зала, фойе и всех других интерьеров. Такой пышности дирекция стремилась достичь и в постановках, шедших на сцене Большого театра, который должен был, как считали его официальные руководители, отвечать требованиям придворного императорского театра.
Порой, глядя на спектакли Большого театра, репертуар которого неизменно, пополнялся западными новинками, на пышные костюмы, декорации и многоцветные фейерверки, можно было вспомнить слова академика Якоба Штелина, содержащиеся в его статье об опере (1738 год): «Опера называется действие пением отправляемое. Она, кроме богов и храбрых героев, никому на театре быть не позволяет. Все в ней есть знатно, великолепно и удивительно...»
Нужно отдать справедливость мастерам русского музыкального театра: они достигли высокой степени совершенства в области как вокального, так и сценического искусства, справляясь с любыми трудностями, которые встречались перед ними в порученных им постановках. Большой театр с давних пор славится не только своими солистами, но и культурой оперных и балетных спектаклей. Но не о тех спектаклях, в которых все было «знатно, великолепно и удивительно», следует прежде всего говорить, определяя значение и роль Большого театра в истории русской культуры.
Идеологическая борьба, делавшаяся все более и более напряженной во всех областях русской литературы и искусства, шла и в Большом театре. Если дирекция императорских театров заботилась прежде всего об удовлетворении вкусов аристократической верхушки зрителей, а следовательно, о парадности постановок, о подражании зарубежным образцам, то стремления творческого коллектива театра были совсем иными. И коллектив этот был не обособлен, а наоборот, тесно связан с просветительскими кругами и передовыми деятелями русской культуры, прежде всего — с писателями и композиторами.
Уже на сцене Петровского театра шли, например, такие оперы, как «Мельник— колдун, обманщик и сват» Соколовского и «Санктпетербургский гостиный двор» Матинского, причем первая из них была написана на текст Аблесимова, который, как известно, был близок с Новиковым. Как в «Мельнике», так и во многих других русских операх, шедших на сцене московского казенного театра в конце XVIII и начале XIX столетий, развертываются жанровые сцены из сельской жизни, закрепляется связь с народной песней и танцем. А в «Санкт-петербургском гостином дворе» уже звучат социально-обличительные мотивы, и острые стрелы сарказма летят в купечество и чиновников.

Продолжение...

Большой театр