Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 1

Большой театрНациональные традиции русского музыкально-сценического искусства восходят к далекому прошлому. Уже в древних игровых песнях проявлялась музыкальная одаренность нашего народа и присущая ему пластическая выразительность телодвижений и мимики. На протяжении столетий развивались эти традиции безвестными мастерами народного театра, накопившими громадный профессиональный опыт, который впоследствии так своеобразно преломился в русском оперном и балетном искусстве. И, подобно тому, как русские художники с давних пор стремились в своем творчестве к «живству», как говорилось в старину, то есть к правдивости, — так же точно еще в старину русские оперные и драматические актеры, которые были выходцами из народа, создавали на сцене образы, исполненные жизненной правды.
Горькой была участь крепостных актеров, полностью зависевших от прихоти своих хозяев. Целые труппы продавались и покупались помещиками, которые любили, чтобы у них в усадьбах «представляли на сцене и танцевали танцы». И в большинстве своем были эти актеры «приучены и к страху, и к мучительству», как выразился Лесков в «Тупейном художнике», повествуя о трагической судьбе героев своего рассказа. Телесные наказания были обычным явлением и в помещичьих театрах и в труппах, содержавшихся антрепренерами, которые покупали крепостных актеров. Но как бы ни были тяжелы условия жизни и работы этих актеров, везде проявлялась их разносторонняя одаренность.
Большой театрИз среды крепостных крестьян, городской бедноты и разночинцев выдвигались талантливые певцы, танцоры и музыканты-инструменталисты, и уже в 1755 году «Санктпетербургские ведомости» писали о «молодых людях Российской нации», которые в петербургском придворном театре исполняли написанную на русский текст Сумарокова оперу Франческо Арайя «Цефал и Прокрис» и притом так искусно, «что все знающие справедливо признали сие театральное представление за происходившее совершенно по образцу наилучших в Европе опер».
В следующем году в Петербурге был основан «Российский театр», в котором, наряду с комедиями, и трагедиями, шли оперы. Вскоре после этого казенный театр был создан и в Москве, где еще до этого в здании у Красных ворот исполнялись итальянские оперы силами труппы антрепренера Дж. Б. Локателли. На русском языке оперные спектакли ставились в 1766—1769 годах московской труппой, организованной Н. С. Титовым совместно с итальянскими антрепренерами Бельмонти и Чути. Спектакли эти шли в доме графа С. И. Воронцова на Знаменке, где начала свою деятельность в 1773 году и труппа кн. П. В. Урусова, получившего через три года после этого правительственную привилегию «быть содержателем всех театральных в Москве представлений».
Благодаря этому с марта 1776 года деятельность труппы, к руководству которой был привлечен также антрепренер Майкл Медокс (англичанин по происхождению), приобрела систематический характер и протекала настолько успешно, что в 1780 году Урусов и Медокс решили соорудить на Петровке «Оперный дом». Именно там, в новом каменном здании, получившем известность как «Петровский театр», на протяжении двадцати пяти лет шли оперные, балетные и драматические спектакли.
В 1805 году пожар уничтожил это здание. Поздней осенью труппа начала вновь выступать сперва в доме кн. Волконского на Самотечной площади, а затем в доме Пашкова на Моховой. В эти годы организация спектаклей перешла уже в ведение дирекции императорских театров, которая в 1808 году получила в свое распоряжение выстроенный
архитектором Росси театр на Арбате, именовавшийся «Большим театром». Во время пожара Москвы 1812 года сгорело и это великолепное здание. Театральная жизнь возобновилась в Москве лишь в 1814 году. Казенный театр начал тогда свою деятельность на Знаменке в доме Апраксина. В 1818 году спектакли были перенесены в здание на углу Моховой и Большой Никитской, где труппа играла до конца 1824 года. А в начале следующего года вновь открылся театр на Петровке, постройкой которого руководил зодчий И. Бове, претворивший в жизнь проект профессора архитектуры А. Михайлова. Почти пятьдесят лет отделяют дату открытия Большого Петровского театра (6 января 1825 года) от первого спектакля, которым
28 марта 1776 года труппа Урусова положила начало постоянному существованию музыкального театра в Москве. Этот сравнительно небольшой период времени ознаменовался событиями большой исторической важности. Неизмеримо возросли государственная мощь и международный престиж России. И, вместе с тем, стремительно развивались передовые освободительные силы, устами Радищева возвестившие в восьмидесятых годах XVIII века о своей ненависти к самодержавию и крепостничеству.

Продолжение...

Большой театр