Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 3

Ранее: 1,2

Большой театрНациональная самобытность русского оперного искусства утверждается различными путями. Композиторы, вышедшие, подобно Соколовскому, Матинскому и гениально одаренному Фомину, из среды крестьян и разночинцев, обращаются к народным истокам и именно в них черпают интонационное своеобразие музыки, богатство и эмоциональную выразительность «от сердца к сердцу» идущей мелодии. К этим истокам обращаются и русские оперные артисты, в подавляющем большинстве своем с самого детства постигшие очарование русской народной песни, ее задушевность, с давних пор отличающую вокальное исполнительское искусство нашего народа. С этим искусством неразрывно связано и формирование национального стиля русской оперы, ибо ее создатели, начиная с Глинки и его предшественников (творчество которых еще ждет полной и всесторонней оценки), насыщали свои произведения чудесной «распевностью», на протяжении столетий развивавшейся в народном творчестве.
Говоря о процессе становления русской оперной классики, нельзя не отметить той поистине гигантской роли, которую играли в этом процессе русский эпос и великие творения отечественной литературы, начиная от «Слова о полку Игореве», положенного в основу оперы Бородина, и кончая бессмертными произведениями Пушкина, вдохновившими Глинку и Даргомыжского, Мусоргского и Римского-Корсакова, Чайковского и Рахманинова.
В русском оперном искусстве запечатлелись государственное величие и славные деяния нашего народа и черты его стойкого, мужественного и благородного характера, и его художественный гений, и несравненная красота русской речи, и многовековая культура ее омузыкаливания. В развитии своем русское музыкально-сценическое искусство опиралось на широкие прогрессивные круги нашей общественности, — недаром уже в первые годы существования Большого театра аристократическая публика,
посещавшая спектакли зарубежных трупп, так резко отличалась от массы тех, кто с энтузиазмом поддерживал творческие искания русских оперных композиторов и театральных коллективов.
Труппа московского Большого театра, наряду с петербургской труппой, также находившейся в ведении дирекции императорских театров, с давних пор пользовалась репутацией первоклассного коллектива, справлявшегося с самыми сложными заданиями. Постановки западноевропейских опер, долгое время преобладавших в репертуаре театра, способствовали накоплению профессионального опыта, а исполнение лучших из этих опер,— прежде всего, разумеется, шедевров Моцарта, — будило живую творческую мысль, помогало установлению критериев художественного вкуса. Наличие таких критериев позволяло давать справедливую оценку как творчеству мастеров, так и модным новинкам, ставившимся в угоду тем, кого прежде всего имела в виду дирекция театра.
И если Большой театр сделался подлинным очагом и оплотом русской музыкально-сценической культуры, то прежде всего благодаря тому, что строители этой культуры мужественно противостояли реакционным тенденциям аристократической верхушки, лежавшим в основе репертуарной политики и всей деятельности «конторы императорских театров».
7 сентября 1842 года, почти через шесть лет после петербургской премьеры, в Большом театре был впервые показан «Иван Сусанин» (отрывки из этой оперы исполнялись в Москве в концертах, начиная с 1837 года), а 9 декабря 1846 года состоялась первая московская постановка «Руслана и Людмилы». Эти даты навсегда вошлив историю Большого театра, на страницах которой в последующие десятилетия начали блистать имена Даргомыжского, Серова, Чайковского, Рубинштейна, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина, Рахманинова и других мастеров, творцов русской национальной оперы. Их имена отныне переплетаются с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, к сюжетам которых обращались русские композиторы, и с именами выдающихся певцов-исполнителей русских классических опер.
В борьбе за утверждение национальных традиций русской оперной классики Большому театру принадлежит почетное место. Начиная с А. О. Бантышева, Д. В. Курова, М. К. Леоновой, А. Я. Петровой и других участников московской премьеры «Сусанина», сотни русских певцов, входивших в состав труппы Большого театра, исполняли самые различные роли в операх русских композиторов, создавая образы, насыщенные то высоким трагедийным пафосом, то эпическим величием, то драматической выразительностью, то лирическим обаянием, то жанрово-бытовыми чертами. Разумеется, не всегда работа над этими образами завершалась творческой удачей, но общие итоги творческого труда коллектива были значительными и радостными, причем следует заметить, что плодотворности этого труда содействовало и общение с петербургскими
певцами, — некоторые из них (в том числе О. А. Петров) принимали участие, например, в московской премьере «Руслана».

Продолжение...

Большой театр