Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 4

Ранее: 1, 2, 3

Федор Шаляпин (Большой театр)В дореволюционное время работа над русской классической оперой протекала в Большом театре в тяжелых условиях. «Контора императорских театров» не раз проявляла пренебрежительное отношение к творчеству своих, отечественных мастеров. Их произведения ставились сплошь и рядом в старых, заимствованных из других спектаклей, декорациях, много лучшего заставляли желать и костюмы. Количество репетиций было сплошь и рядом недостаточным. Из репертуара театра — иногда по «высочайшему» повелению, иногда под влиянием реакционных критиков — надолго исчезали лучшие русские оперы, а некоторые из них уродовались купюрами, которые Римский-Корсаков называл «отвратительными». Великий русский композитор имел в виду искажения, наблюдавшиеся в ряде спектаклей петербургского Мариинского оперного театра. Но такие же отрицательные черты были присущи тогда и многим постановкам Большого театра, на что указывали в своих критических статьях Чайковский и близкие к нему деятели русской культуры.
Судьбы отечественного музыкально-сценического искусства глубоко волновали передовую русскую общественность, всемерно поддерживавшую мастеров Большого театра в их творческих исканиях, которые не прекращались несмотря на рутину, насаждавшуюся «конторой императорских театров», несмотря на ее враждебное и пренебрежительное отношение к подлинно правдивому, реалистическому, идейно возвышенному искусству.
С 1882 года по 1904 год место главного дирижера Большого театра занимал И. К. Альтани, которого Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» охарактеризовал как «опытного техника-дирижера, но не артиста первого класса». Однако и автор «Снегурочки», которой дирижировал Альтани, и Чайковский, — в особенности после московской премьеры «Пиковой дамы», — высоко оценили наиболее выдающиеся достижения Альтани и возглавлявшегося им оперного коллектива, именно в этот период пополнившегося певцами, составляющими славу и гордость не только Большого театра, но и всего русского искусства.
В конце девяностых годов прошлого века в Большой театр пришли Федор Иванович Шаляпин и Леонид Витальевич Собинов, а в начале девятисотых годов список труппы театра украсили имена Антонины Васильевны Неждановой и Василия Родионовича Петрова. В это же время — на рубеже XIX и XX столетий — в Большом театре пели такие выдающиеся артисты, как М. А. Дейша-Сионицкая, Л. Д. Донской, Е. И. Збруева, Н. В. Салина, П. А. Хохлов и другие русские певцы, во многом способствовавшие творческому подъему, которым ознаменовался данный период истории театра.
Напомним, что именно последние десятилетия XIX века и первое десятилетие XX века принесли постановки большинства русских классических опер. В своей борьбе за реалистическую правду оперного искусства русские певцы опирались на гениальные творения отечественных мастеров, утверждавших высокие идеалы этой правды. Личное общение с Римским-Корсаковым и Чайковским также имело громадное значение для всего коллектива Большого театра. A3 сентября 1904 года за дирижерским пультом театра впервые появился Сергей Васильевич Рахманинов.
«Великолепный, чудесный артист», как называл его Шаляпин, Рахманинов на протяжении двух сезонов дирижировал в Большом театре. Под его управлением шли «Иван Сусанин», «Русалка», «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Опричник», «Пан-воевода», а также его собственные оперы «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Как видно из этого перечня, великий русский музыкант, который, как показывает его многолетняя исполнительская деятельность, ценил и любил западноевропейскую музыку, в период работы в Большом театре сосредоточил все свое внимание на русской классической опере. Рахманинов поднял на небывалую высоту национальные традиции ее исполнения, основанные на реалистической правдивости и народности.
Этот творческий подвиг Рахманинов совершил в тесном содружестве с коллективом театра — прежде всего с «большой четверкой» названных нами мастеров. Самые крупные достижения, завоеванные Большим театром в начале нашего века, были неразрывно связаны с именами Неждановой, Петрова, Собинова и Шаляпина. В их репертуар входили десятки ролей, каждая из которых была продумана ее взыскательным творцом. Такие творческие искания и ранее отличали Большой театр. Но Рахманинов был первым подлинно гениальным музыкантом, объединившим все эти искания и усилия и давшим безупречную художественно завершенную трактовку русских классических опер. Каждый рахманиновский спектакль свидетельствовал о целостном постижении оперной партитуры и замысла, положенного в ее основу.

Продолжение...

Л. В. Собинов (Большой театр)