Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 6

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5

В. И. Сук (Большой театр)Развитие музыкально-сценической культуры, одним из крупнейших центров которой с давних пор является Большой театр, в советское время стало неотъемлемой частью «государственного музыкального строительства», провозглашенного в историческом ленинском декрете от 12 июля 1918 года о национализации Петроградской и Московской консерваторий.
В первом советском сезоне Большого театра, начавшемся 4 декабря 1917 года, состоялось 170 оперных спектаклей; Партия и правительство проявляли повседневную заботу о судьбах театра, путях его развития и творческой перестройке. Великий создатель первого в мире социалистического государства В. И. Ленин даже в самые тяжелые годы борьбы с внешними и внутренними врагами Родины находил время для встреч с артистами театра и бесед с ними, оставивших неизгладимые впечатления.
В работе своей коллектив театра стал руководствоваться ленинскими принципами народности искусства, которые восторжествовали над реакционными тенденциями «конторы императорских театров». Высокие идеи реалистического искусства, положенные в основу русской музыкальной классики, всегда противостояли этим тенденциям, обусловившим засорение репертуара театра то временами проникавшими в него антихудожественными произведениями, то парадными постановками, в которых сценические эффекты оттесняли на второй план содержание той или иной партитуры.
Коммунистическая партия подняла на небывалую высоту значение классического искусства, в частности русской оперной классики, и коллектив Большого театра сразу же откликнулся на призывы партии и вдохновенным творческим трудом ответил на ее отеческую заботу, которая ощущалась и в жизни театра, и в быту артистов. Уже в первые месяцы существования Советской власти коллектив театра увидел радостные изменения в составе аудитории, заполнявшей зрительный зал, завсегдатаями которого, наряду с интеллигенцией, отныне стали труженики заводов и полей, советские воины и широкие массы учащейся молодежи.
Коллектив театра живо ощутил и по достоинству оценил тяготение народа к искусству и постарался утолить ату благородную жажду. Помимо спектаклей, шедших на сцене Большого театра, были организованы выездные спектакли и концерты, в которых принимали участие лучшие силы театра. Эти выступления происходили не только в рабочих клубах Москвы, но и в подмосковных местностях, в железнодорожных клубах и воинских частях. В сезоне 1918/19 года под управлением В. И. Г. К. ДержинскаяСука начались в Москве концерты симфонического оркестра Большого театра, в которых пели Нежданова, Петров, Собинов и другие крупнейшие мастера, а в том же сезоне группа солистов Большого театра показывает в клубных помещениях ряд русских и западноевропейских опер. Руководит этими постановками молодой дирижер Н. С. Голованов, исполнявший партию оркестра на рояле.
В. В. Барсова,К. Г. Держинская, Е. К. Катульская, И. С. Козловский, СИ. Мигай, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Н. И. Озеров, В. Р. Петров, Г. С. Пирогов, Л. В. Собинов, В. И. Сук — эти и многие другие славные имена украшают первые страницы истории советского периода существования Большого театра. Этот период характеризуется стремлением сохранить все лучшее, созданное предыдущими поколениями, — начиная от гениальных творений отечественной музыки и кончая реалистическими традициями ее сценического воплощения, включая блистательные достижения таких мастеров оперной декорации, как Васнецов, Головин и Коровин. И, вместе с тем, в этот период начинаются и новые творческие искания Большого театра, коллектив которого растет и непрерывно пополняется новыми силами.
Расширяется поле деятельности театра, который в 1920 году, вместе с четырьмя другими лучшими театрами страны, получает звание академического. В том же году инициативная группа артистов Государственного академического Большого театра (сокращенно ГАБТ) начала ряд экспериментальных постановок, в которых наметились некоторые новые принципы сценического воплощения опер. С 1924 года эти постановки шли в помещении называвшегося тогда Экспериментальным театром филиала ГАБТ.
В советскую эпоху плодотворно развивалась деятельность И. М. Лапицкого, В. А. Лосского, Л. В. Баратова и других режиссеров. И несмотря на то, что не все их творческие искания увенчались успехом, несмотря на то, что некоторые советские режиссеры увлекались модернистскими «новшествами», — все же на сцене Большого театра победоносно утвердились высокие традиции реалистической правдивости. В этом отношении громадное значение имело то обстоятельство, что в репертуаре театра первенствующее положение заняла русская оперная классика.
В процессе работы коллектива над бессмертными творениями Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова и Чайковского зрело исполнительское мастерство, развивалась сценическая и музыкальная культура.

Продолжение...

У. И. Авранек  Большой театр