Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр СССР (книга, 1958 год), Часть 7

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6

И.С. Голованов (Большой театр)Подобно тому, как в Ленинграде многие значительные достижения оперного искусства в двадцатые и тридцатые годы были связаны с именем такого талантливого и вдумчивого музыканта, как дирижер В. А. Дранишников, так же точно в Большом театре выдвинулся Н. С. Голованов, под управлением которого шли многие спектакли. За дирижерским пультом театра в те годы нередко стоял М. М. Ипполитов-Иванов, несколько позже пришли в театр выдающиеся дирижеры С. А. Самосуд и А. М. Пазовский.
С Большим театром связаны многие крупные достижения П. В. Вильямса, В. В. Дмитриева, В. Ф. Рындина, Ф. Ф. Федоровского и других талантливых советских художников, внесших ценнейший вклад в развитие реалистических традиций оперных и балетных спектаклей.
В советскую эпоху на небывалую высоту поднялось балетное искусство, развитию которого в дореволюционное время мешал прежде всего репертуар театра, составлявшийся преимущественно из малохудожественных произведений, тогда как на балеты Чайковского дирекция театра не обращала должного внимания. Лучшие достижения хореографического искусства в Большом театре были завоеваны под руководством замечательных балетмейстеров А. Горского и В. Тихомирова, осуществивших постановки классических произведений и воспитавших кадры талантливых мастеров.
Реалистические устремления Горского особенно ярко проявились в его работах, относящихся уже к советскому периоду истории Большого театра. Такова, например, постановка «Стеньки Разина», представлявшая собою хореографическое воплощение симфонической поэмы Глазунова. Эта постановка была приурочена к первой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. А к десятилетию Октября театр показал премьеру «Красного мака» Р. М. Глиэра.
Е. В. Гельцер (Большой театр)Обошедший на протяжении последних тридцати лет сцены многих отечественных и зарубежных театров, «Красный мак» (ныне ставится под названием «Красный цветок») сыграл основополагающую роль в истории советского балета, так как в нем впервые рукою достойного продолжателя русских классических традиций были созданы полноценные яркие музыкально-хореографические образы наших современников — простых советских людей и китайских патриотов, мужественно борющихся за свою свободу. Этим образам с обличительной силой противопоставлены фигуры иноземных хищников и их прислужников. Решая драматургический конфликт, композитор и весь коллектив участников спектакля показали, на чьей стороне правда, кому суждена победа в борьбе.
Образы социальной борьбы волновали и других советских композиторов, произведения которых были поставлены Большим театром. К далекому прошлому — к VIII веку до нашей эры — обратился Александр Крейн, создав оперу «Загмук», шедшую на основной сцене ГАБТ. Если в этой во многих отношениях примечательной опере развертываются картины восстания ассирийских рабов, то С. Н. Василенко в своей опере «Сын солнца» обратился к боксерскому восстанию в Китае в 1900 году. В. А. Золотарев создал оперу «Декабристы», а И. П. Шишов написал оперу «Тупейный художник» на сюжет упоминавшегося нами рассказа Лескова, содержащий пламенный протест против социального зла и несправедливости.
И вслед за галереей этих драматических, а порой и трагических образов прошлого на сцену Большого театра пришли оперные образы нашей современности, пусть еще далеко не совершенные, но уже волнующие своей смелостью, новизной и высокой идейной направленностью. Даже отдавая себе отчет в недостатках опер Дзержинского, нужно признать, что для коллектива Большого театра работа над его «Тихим Доном» и «Поднятой целиной» была на редкость плодотворной и позволила накопить серьезный опыт.
Анализ партитур этих опер показал всю важность проблемы мастерства, без овладения которым не может быть создана советская оперная классика. Но и другие важнейшие проблемы выдвигались перед театром в процессе содружества с композиторами. Редакционные статьи «Правды» («Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь») помогли коллективу театра разобраться в этих проблемах, предъявить серьезные требования к нашим мастерам, повести решительную борьбу с формалистическими извращениями и натурализмом.

Метод социалистического реализма лег в основу работы Большого театра, творческие искания которого увенчались благодаря овладению этим методом выдающимися достижениями. Партия и правительство высоко оценили эти достижения, наградив в 1937 году Большой театр орденом Ленина, присвоив почетные звания многим артистам театра.
В статьях о постановках ГАБТ, в очерках о его мастерах читатель найдет нужные характеристики и оценки. Ограничимся здесь лишь тем, что подчеркнем богатство и разнообразие репертуара Большого театра, на сцене которого прочно утвердились десятки русских и западноевропейских опер и балетов, а также произведений советских композиторов. Незадолго до войны ГАБТ возобновил постановку первенца русской оперной классики «Ивана Сусанина» в новой сценической редакции, с текстом, обновленным поэтом С. Городецким, который заменил вирши барона Розена строками, отвечающими замыслу народно-патриотического творения Глинки.
 

Продолжение...

А. А. Горский, Большой театр  Большой театр