Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Постановки прошлых лет: "Медный всадник" (1958 г.). Часть 1.

Медный всадникКогда балетная музыка отличается хореографической выразительностью и, вместе с тем, повествует о живых человеческих чувствах, когда в ней воплощаются и получают художественное обобщение глубокие, значительные идеи, — тогда возрастает стремление исполнителей насытить сценические образы не только виртуозным блеском, но и волнующей эмоциональностью. Такое стремление неизменно возникает, например, у каждого танцовщика, который готовится принять участие в постановке одного из балетов Чайковского. Пусть даже артисты одеты в причудливые, фантастические костюмы, пусть действие развертывается в мире сказки и феерии, но все же музыка создает ту своеобразную атмосферу, в которой возвышенная правда художественного образа неотделима от породившей ее простой и прекрасной правды человеческого чувства. Музыкальные образы русской балетной классики обладают именно такой реалистической достоверностью. Обширный, разносторонний опыт накоплен в русских музыкально-хореографических произведениях, включая и гениальные страницы танцевальной музыки в операх великих мастеров прошлого. Рейнгольд Морицевич Глиэр принадлежал к тому старшему поколению наших композиторов, которое восприняло этот опыт от своих учителей. Наряду с симфоническими произведениями, балеты Глиэра относятся к числу его наиболее выдающихся творческих достижений. Уже в раннем балете Глиэра «Хризис», так же как и в музыкально-хореографической картине «Запорожцы», отчетливо ощущалась преемственная связь с традициями русской музыкальной классики. Но композитор стремился не только усваивать, но и творчески развивать эти славные традиции. И героями всех последующих балетов Глиэра оказались не сказочные персонажи, а живые люди. В балете «Комедианты» (в новой редакции этот балет идет под названием «Дочь Кастилии») это были испанские крестьяне, поднимающие знамя восстания против феодального гнета. В «Красном маке» на балетной сцене впервые появились Медный всадниккитайские рабочие и их верные друзья — простые советские люди. Пафос революционной борьбы впервые с такой силой зазвучал в балетной музыке, — недаром на протяжении тридцати лет своей сценической жизни «Красный мак» приобрел такую популярность в нашей стране и за рубежом.

Новая редакция этого замечательного балета, идущего теперь под названием «Красный цветок», потребовала нового сценического, а отчасти и хореографического оформления, потому что наше время позволило еще более полно понять и оценить величие и духовную красоту свободолюбивого китайского народа. Но прекрасная музыка Глиэра не потускнела на протяжении трех десятилетий, и образы ее в полной мере сохранили свою драматическую силу, поэтическую выразительность и своеобразие. В балете «Медный всадник» композитор решил не менее сложную задачу, воплотив идею государственного величия нашей страны в музыкально-хореографическом произведении, в котором лирические и драматические танцевальные сцены так естественно сочетались с симфонической картинностью трагедийных эпизодов и далеким от какой бы то ни было танцевальности торжественным звучанием гимна родной стране. Каждая эпоха приносит свое понимание великих творений прошлого. Глиэр глубоко постиг философское содержание бессмертной поэмы Пушкина, которая, судя по музыке «Медного всадника», была прочитана им глазами нашего современника. Последний балет композитора — «Тарас Бульба» — точно так же мог быть создан только художником-патриотом нашего времени. Работу над партитурой «Медного всадника» композитор закончил в 1949 году, в дни, когда в нашей стране всенародно праздновалось стопятидесятилетие со дня рождения Пушкина. В том же году «Медный всадник» был поставлен сперва на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, а вскоре после этого — на сцене Большого театра в Москве. Затем глиэровский балет был поставлен театрами Риги, Еревана, Ташкента и других городов нашей страны, а также Бухареста.

Продолжение...

Медный всадник