Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 7)

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Меньше чем через месяц после сообщения «Киевской жизни» — о дебюте В. И. Сук в Большом театре говорила московская печать. Она правильно называла дебютанта мастером своего дела, умеющим объединить творческие силы оркестра, хора и солистов и направить их к достижению единой цели — "полнее и глубже раскрыть замысел и музыкально-художественные образы исполняемого произведения. Законченное мастерство было результатом двадцатилетней работы в провинциальной опере. Русская музыка послужила для большого таланта В. И. Сук великолепной школой. В самом начале дирижерской деятельности в провинции В. И. заметил и поддержал П. И. Чайковский. Теперь, на большой столичной сцене, В. И. Сук особенно оценил благорасположение другого корифея русской музыки — Н. А. Римского-Корсакова. Получив его письмо, Вячеслав Иванович тотчас же изъявил свою готовность дирижировать «Садко». С воодушевлением принялся он за работу, снова углубился и знакомую уже партитуру «Садко» и одновременно готовился к дебюту в «Аиде».

24 октября 1906 года состоялся первый на сцене Большого театра спектакль оперы «Садко». «Добравшись до Большого театра, — писал критик Ю. Энгель, — «Садко» попал, наконец, в такую обстановку, на которую, собственно говоря, и были рассчитаны его размашистый симфонический оркестр, обилие действующих лиц, широкие ансамбли и сложная инсценировка. Во всех этих отношениях Большой театр дал, конечно, много такого, чего частные театры дать не могут. Партитура «Садко» требует не только огромного, но и тщательного уравновешенного, тонкого оркестра, да подобного же хора. Такими и выказали себя оркестровые силы Большого театра под управлением Сука». При сопоставлении двух московских постановок «Садко» — в Большом театре и в частной опере — критика отдает предпочтение во многом (декорации, режиссерский план, исполнение некоторых ролей) частной сцене. Но в отношении оркестра рецензент безоговорочно признает победу Большого театра: «Публика шла в театр, предвкушая увидеть что-то необыкновенное. И необыкновенное, действительно, было. Оркестр под управлением г. Сук делал чудеса. В его исполнении опера казалась новою, и музыка оставляла сильное впечатление. Оркестр все время занимал первое место».

Н. А. Римский-Корсаков не ошибся, настояв на том, чтобы «Садко» в Большом театре шел под управлением В. И. Сук: Вячеслав Иванович добился того, что на первом плане в спектакле была музыка. Тем самым выполнено было первое и главное требование композитора, — Николай Андреевич при постановка своих опер постоянно напоминал дирижерам и режиссерам о том, что оперы «прежде всего суть произведения музыкальные». После успешного дебюта в «Аиде» Вячеслав Иванович еще в процессе репетиционной работы над «Садко» проявил себя как большой музыкант и дирижер-педагог, в совершенстве знающий выразительные силы и средства оперного коллектива. Даже скептики вынуждены были это признать. Успех «Садко» укрепил авторитет Вячеслава Ивановича. В первом же сезоне в его руках сосредоточиваются помимо «Садко» и «Аиды» такие спектакли, как «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Каменный гость» Даргомыжского, возобновлению которого (19 декабря 1906 года) печать уделила много внимания.

«Каменный гость», — писал Н. Кочетов, — весь соткан из деталей, подробностей, отдельных штрихов. В нем музыкальная мысль так изменчива, так подвижна, что уследить за нею можно только при величайшем напряжении внимания. Не легко эту оперу и исполнить. Письмо Даргомыжского и вся форма этой музыкальной драмы требует тонких исполнителей». Именно таким тонким исполнителем оказался, по мнению Н. Кочетова, оркестр Большого театра в руках В. И. Сук: дирижер «провел оперу очень хорошо, все время сдерживая силу оркестра в должных границах и чрезвычайно ясно обрисовывая все подробности оркестровой партии». При этом дирижер не упускал из вида и того, что «ни один изгиб вокальной партии, ни одно слово текста не должны пропасть». Помимо «Каменного гостя», которым В. И. Сук ранее не дирижировал, совершенно новой для него работой в первом московском сезоне была постановка «Гибели Фауста» Берлиоза.

После новой постановки «Садко» и возобновления «Каменного гостя» исполнение «Гибели Фауста» было самым значительным событием музыкального сезона 1906/07 гг. в Москве. После исполнения первой половины «Гибели Фауста» в Москве и Петербурге в 1847 году под управлением самого Берлиоза это произведение было почти забыто. В симфонических концертах иногда исполнялись из него лишь небольшие отрывки, по которым судить о произведении в целом было невозможно. «Гибель Фауста» допускает возможность сценической постановки; однако Большой театр признал за лучшее дать это произведение в концертном исполнении. При такой постановке задача дирижера становилась особо ответственной, так как раскрыть содержание произведения предстояло исключительно музыкальными средствами выражения.

В день первого исполнения в Большом театре «Гибели Фауста» — 6 апреля 1907 года — Н. Кашкин предварял в печати москвичей о значении предпринятого начинания, напомнив историю исполнения этого сочинения в России. После же постановки он писал в своем отзыве о ней: «В «Гибели Фауста» первенствующее значение имеют оркестр и хор, и с этой стороны Большой театр мог щегольнуть действительно блестящими средствами исполнения, ибо оркестр и хор у нас превосходны Разучено все было очень тщательно. Дирижировал В. И. Сук и провел все талантливо, а в иных случаях даже блистательно».

В первом же сезоне в Большом театре В. И. Сук проявил себя высокоодаренным мастером, по праву занимающим пост главного дирижера. Наряду с этим он показал поразительную работоспособность: под его управлением шло в этом сезоне 8 опер, три из которых были поставлены заново. В последующие сезоны он работает с неослабевающим напряжением. В сезоне 1907/08 гг. за ним закреплены «Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова. Наибольшее внимание в этом сезоне В. И. Сук уделяет первой в Москве постановке «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова.

Продолжение...