Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 8)

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Еще летом 1907 года Вячеслав Иванович изучает во всех подробностях партитуру «Китежа». Осенью у него начинается оживленная переписка с композитором, свидетельствующая о том, насколько вдумчиво и глубоко усвоена им новая опера задолго до первых занятий с оркестром, хором и солистами. -Вячеслав Иванович советуется с Н. А. Римским-Корсаковым, согласовывая самые различные подробности, определяющие характер исполнения той или другой сцены или музыкальной картины. В письмах композитор отвечает на поставленные дирижером вопросы. «Очень прошу Вас, — пишет Н. А. Римский-Корсаков 6 октября 1907 года, — отменить окончательно и навсегда оркестр домр и балалаек на сцене во II действии «Китежа»...» Далее композитор подробно указывает тональность колоколов и дает практический совет об исполнении оркестрового интермеццо перед последней картиной оперы: «Прошу Вас потребовать, чтобы в занавесе сделали дыру, из которой видны были бы головы птиц — Сирина и Алконоста; тогда обе певицы будут Вас видеть, и голоса их будут прекрасно лететь через оркестр, а вид будет очень красивый: две фантастические головы среди облаков». Заканчивается письмо знаменательной фразой: «Я уверен, что под Вашим высокоталантливым управлением все выйдет прекрасно, и я заранее благодарю Вас».

Характерно письмо Н. А. Римского-Корсакова от 30 января 1908 года, живо свидетельствующее о том, до каких мелочей продумывал В. И. Сук работу с оркестром, хором, солистами. По просьбе Вячеслава Ивановича композитор сообщает ему, где доставал Мариинский театр сурдины для медных духовых инструментов, прибавляя к этому: «Сурдины для гобоев, английского рожка и фаготов вовсе не заказывались, так как музыканты предпочли употреблять платки». Постоянный обмен письмами позволяет композитору следить за ходом репетиционных работ. Когда выясняется, что ему не удастся быть на нескольких последних репетициях и первом спектакле, он пишет Вячеславу Ивановичу:

«Обстоятельства не позволяют мне приехать на «Китеж». С полным спокойствием и уверенностью доверяю его Вашему таланту и опытности». После первого спектакля, состоявшегося 15 февраля 1908 года, Н. А. Римский-Корсаков из газет и писем узнает, что музыкальная сторона спектакля была на большой высоте. «Я ни одной минуты не сомневаюсь в том, — пишет он Вячеславу Ивановичу, — что исполнение «Китежа» с музыкальной стороны, бывшей в Ваших руках, было прекрасно. То же я знаю по многим отзывам и искренне благодарю за него Вас...».

Репутацию выдающегося истолкователя красочных оперных партитур Н. А. Римского-Корсакова закрепила за Вячеславом Ивановичем первая на сцене Большого театра постановка опер «Майская ночь» (в сезоне 1908/09 гг.) и «Золотой петушок» (6 ноября 1909 года). В годы работы над «Китежем» и «Золотым петушком» авторитет В. И. Сук в музыкальном мире упрочился окончательно. С ним считаются такие выдающиеся музыкальные деятели, как композитор и дирижер Э. Ф. Направник. Еще осенью 1907 года Э. Ф. Направник писал Вячеславу Ивановичу: «...обращаюсь к Вам с нескромною просьбою: дать в Вашем репертуаре скромное местечко моему «Дубровскому», ...дабы иногда напомнить москвичам о моем существовании».

Через несколько месяцев Э. Ф. Направник обращается к Вячеславу Ивановичу за советом: «Ваши обширные знакомства в оперном мире как Москвы, так и провинции заставляют меня обратиться к Вам с просьбой сообщить мне, знаете ли Вы артистов-солистов, выдающихся голосами и сценическим талантом, начиная с сопрано и кончая басами, на первые ответственные партии». Осенью 1912 года осуществляется давнее желание Э. Ф. Направника: Вячеслав Иванович сообщает ему о предстоящем возобновлении «Дубровского» с участием Л. В. Собинова и о своем намерении дирижировать оперой. В ответ на это сообщение Э. Ф. Направник пишет: «Вам и всем участвующим в «Дубровском» выражаю мою сердечную благодарность. Очень счастлив и признателен Л. В. Собинову за разучение партии Владимира и за ее исполнение в предстоящем возобновлении оперы у Вас в Москве... Буду очень счастлив, если мне удастся провести несколько дней в Вашей среде, чтобы лично высказать всем мою горячую благодарность. Все будет зависеть от моего весьма незавидного здоровья, которое с наступлением старости должно остерегаться от переутомления и всяческих, даже ничтожных волнений».

Верный своему правилу — строго выполнять указания и пожелания композитора, В. И. Сук обращается к Э. Ф. Направнику с рядом вопросов и получает от него исчерпывающие ответы относительно возможных при исполнении вариантов, сокращений и т. д. Первый по возобновлении спектакль «Дубровского» состоялся 4 декабря 1913 года. Выступление в заглавной роли Леонида Витальевича Собинова и появление за дирижерским пультом Вячеслава Ивановича Сук придало этому спектаклю значение большого музыкального праздника. Престарелому автору «Дубровского» этот праздник был особенно радостен. В письме к В. И. Сук Э. Ф. Направник высказывает сожаление по поводу того, что ему «старческие недуги мешают отлучаться из дому», и потому он не смог присутствовать в торжественный для него день в Москве. Руководителю и всем участникам спектакля во главе с Л. В. Собиновым композитор шлет сердечную благодарность.

В октябре 1916 года исполнилось 10 лет дирижерской работы В. И. Сук в Московском Большом театре и 31-й год с того дня, когда он в Харькове впервые в своей жизни продирижировал оперным спектаклем. 16 ноября 1916 года ему минуло 55 лет. Талант В. И. достиг наивысшего расцвета. Работоспособности и энергии его могли позавидовать более молодые сотоварищи по искусству. Мудрость, свойственная зрелому возрасту, глубокая и разносторонняя культура вместе с ярким дарованием выдвинули его в первые ряды выдающихся деятелей русского оперного театра.

Продолжение...