Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 2)

Ранее: 1.

На формирование творческого облика Сметаны животворное воздействие оказали передовые течения общественной мысли: он «еще с детства сохранил воспоминания о революции июльской, греческой и польской» и воспитан был в духе вольнолюбивых идей французской революции, в духе преданности делу национального возрождения родины. Создание музыкальной национальной классики на основе народного искусства Сметана и его ближайший соратник Антонин Дворжак считали одним из звеньев воссоздания чешской культуры, одним из способов служения родному народу. Музыка Сметаны и Дворжака содействовала воспитанию Сука в духе демократических традиций. Еще в консерваторские годы завязались у него знакомства в кругах представителей чешской общественности, выдающихся деятелей литературы и искусства. Не случайно, вероятно, автором либретто единственной оперы Вячеслава Ивановича «Лесной царь» был Иозеф Фрич — один из участников революционных боев 1848 года в Праге.

По окончании консерватории В. И. Сук работает в качестве скрипача-солиста в пражском концертном оркестре под управлением Лаубе. С этим оркестром он в 1880 году приезжает в Россию, которая с этого времени становится для него второй родиной. Знакомство Вячеслава Ивановича с русской музыкой началось еще в Праге. Год первого исполнения «Бранденбуржцев» и «Проданной невесты» Сметаны был также годом первой постановки в Праге оперного первенца Глинки — «Ивана Сусанина». С этого времени в кругах передовых чешских музыкантов, с которыми был связан В. И. Сук, непрерывно нарастает интерес к русской музыке, утвердившейся на той столбовой дороге народного реалистического искусства, на которую вступила и чешская музыка. Через год после «Сусанина» (в 1867 году) в Праге ставится в ознаменование десятилетия со дня смерти Глинки вторая его опера — «Руслан и Людмила». Для руководства этой постановкой приглашен М. А. Балакирев. Он не только дирижирует оперой, но и заботится о том, чтобы сценическое ее воспроизведение было возможно лучшим.

«Надобно сбегать в мастерские, посмотреть декорации», — пишет он петербургским друзьям после оркестровой репетиции. Перечислив различные хлопоты, связанные с постановкой «Руслана», Балакирев подшучивает над самим собой: «Сегодня показывал танцовщице, как надо плясать лезгинку. Пожалуй, еще и запоешь контральтом вместо Ратмира». Так, в непосредственном общении талантливого композитора и ближайшего ученика Глинки Балакирева с чешскими музыкантами закладывался прочный фундамент музыкального содружества русского и чешского народов. М. А. Балакирев наряду с постановкой «Руслана» продирижировал и несколькими спектаклями «Сусанина». В отчетах о спектаклях «Руслана» и «Сусанина», появившихся в пражской печати, нашел яркое выражение глубокий интерес передовой общественности Чехии к русской литературе и искусству, к демократическим тенденциям русской музыкальной культуры.

Двадцать лет спустя троекратное посещение Праги П. И. Чайковским послужит основанием для новой мощной демонстрации взаимного уважения и крепкой дружбы, характеризующих взаимоотношения двух народов. В феврале 1888 года П. И. Чайковский пишет из Праги брату: «С Дворжаком и со всеми здешними композиторами я в дружбе. Вообще нужно сказать, что чехи оказались молодцы, и смелость, с которой они по поводу моего приезда проявляли свои симпатии к России, удивительна». П И. Чайковский имел возможность убедиться и в том, насколько близкой оказалась его музыка чеш ским певцам-актерам. Известной чешской певице Ферстер-Лаутерер, первой исполнительнице партий Татьяны и Лизы при постановке «Онегина» и «Пиковой дамы» на пражской сцене, в последний свой приезд в Прагу Петр Ильич вписал в альбом нотную строчку из письма Татьяны и к ней прибавил: «Наилучшей из всех Татьян, восторженный ее почитатель П. Чайковский».

Из иностранных артистов, выступавших в операх П. И. Чайковского, именно чешская певица заслужила такую высокую его оценку. Отношение чешских музыкальных деятелей к русской музыке и, в частности, к творчеству П. И. Чайковского отлично характеризует письмо композитора Дворжака об «Онегине»: «Это — чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии, разработанное до деталей; коротко сказать, это музыка, манящая нас к себе и проникающая так глубоко в душу, что ее нельзя забыть».

Русские композиторы с огромным интересом и живейшей симпатией относятся к музыке чешского народа. Под впечатлением этой музыки М. А. Балакирев после поездки в Прагу пишет свою «Увертюру на три чешские народные темы» («В Чехии»). П. И. Чайковский всячески содействует приезду в Россию Дворжака и организации в 1890 году в Москве и Петербурге концертов классика чешской музыки. В прошлом столетии многие чешские музыканты (особенно артисты оркестра), не находя себе должного применения на родине, которая и в области искусства испытывала тяготы иноземного гнета, охотно ехали в Россию. В семье дружественно расположенных русских музыкантов чехи чувствовали себя как дома; русская музыка вызывала у них тем большие симпатии, чем ближе они ее узнавали. Целый ряд чешских музыкантов — от известного дирижера и композитора Э. Ф. Направника до рядовых артистов оркестра — обрел в России вторую родину и отдал все свои творческие силы служению великому русскому искусству. К числу таких музыкантов принадлежит и В. И. Сук. Приехав в Россию с чешским оркестром Лаубе, он вскоре же принимает решение перейти на работу в один из русских оркестров. Осенью 1880 года он начинает работать в качестве концертмейстера оркестра частной оперы Сетова в Киеве, а в августе 1882 года, по приглашению дирижера Альтани, зачисляется в оркестр Московского Большого театра по группе первых скрипок.

Продолжение...