Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 3)

Вячеслав СукРанее: 1, 2.

Пять лет работы в оперном оркестре (два года в Киеве и три года в Москве) помогли В. И. Сук хорошо ознакомиться с репертуаром русского оперного театра восьмидесятых годов. Играя в оркестре Московского Большого театра, он имел возможность подробно изучить гениальные оперы Глинки, лучшее создание Даргомыжского — «Русалку». В декабре 1882 года театр возобновил постановку «Руслана» в новых декорациях, а в 1883 году была возобновлена в новых декорациях «Русалка». В. И. Сук — очевидец все нарастающего успеха вдохновенных творений П. И. Чайковского: балета «Лебединое озеро» и оперы «Евгений Онегин», только что (в 1881 году) поставленной на сцене Большого театра. В феврале 1884 года осуществляется первая постановка «Мазепы». Вячеслав Иванович на репетициях видит П. И. Чайковского, о музыке которого он думает то же, что через 3—4 года выскажет Дворжак: однажды услышавший эту музыку никогда ее не забудет.

Работа в оперном оркестре на опыте убедила В И Сук в правоте тех своих соотечественников и собратьев по музыке, которые высоко ценили передовые, демократические тенденции русской музыкальной культуры. Русскую классическую музыку они считали яркой выразительницей тех самых тенденций, за которые ратовали и передовые чешские музыканты. Творения великих русских композиторов становились подлинной «академией» музыкальной культуры для чешских музыкальных деятелей. Работа в оркестре русского оперного театра, практическое соприкосновение с русской оперной классикой предопределило дальнейший артистический путь В. И. Сук. Его творческий облик, его мастерство дирижера сложились, окрепли и расцвели под непосредственным могучим воздействием русской классической музыки. Формирование его как передового художника завершено было в процессе личного общения с Н. А. Римским-Корсаковым и П. И. Чайковским.

Практическая работа в оркестре оперы дала В.И. Сук возможность почувствовать и осознать богатство и многообразие выразительных средств симфонического оркестра. Прирожденная наблюдательность побуждает его внимательно присматриваться к разнохарактерным приемам, которыми пользуются опытные артисты оркестра для достижения тех или иных красочных и выразительных оттенков исполнения. Пять лет игры в оркестре заложили прочный фундамент всестороннего знания оркестра в целом и выразительных средств каждого инструмента в отдельности, которое впоследствии так пригодилось Вячеславу Ивановичу за дирижерским пультом. В годы работы в оркестре Большого театра В. И. Сук представилась возможность попробовать свои силы в качестве дирижера; он успешно выступил в одном из симфонических концертов в Колонном зале нынешнего Дома союзов. Вероятно, этот первый дирижерский успех способствовал тому, что летом 1885 года Вячеслав Иванович принял решение, которое определило направление всей его последующей артистической деятельности. Он принял приглашение на пост дирижера частной оперы Андреева-Бурлака в Харькове и в связи с этим был освобожден от службы в оркестре Большого театра.

Сезон 1885—1886 гг. в Харькове положил начало почти полувековой деятельности В. И. Сук в качестве дирижера. В первые же годы Вячеслав Иванович сталкивается в своей работе с различными трудностями. Частные оперные театры в провинции стремились при наименьших затратах давать в течение сезона возможно больше «ходовых» опер. В. И. Сук вынужден, не жалея ни времени, ни сил, подробно изучить обширный и разнохарактерный репертуар, с которым ранее ему не приходилось сталкиваться. Малочисленные оркестры и хоры, недостаток времени на подготовку к спектаклям, пестрый состав солистов — все это осложняло музыкально-постановочную работу дирижера.

Несмотря на все трудности, Вячеслав Иванович сразу становится на путь высокой требовательности к музыкальной стороне спектаклей. Настойчивость помогает ему добиваться необычных для провинциальной сцены результатов. За дирижерским пультом в Харькове Вячеслава Ивановича видит П. И. Чайковский. Спустя два года Петр Ильич пишет директору императорских театров Всеволожскому: «В конце августа в Петербурге состоится конкурс на место капельмейстера драматической труппы (русской). В числе кандидатов явится некто г. Сук, которого я очень хорошо знаю. Кроме меня немножко знает его Направник, но последнему не случалось видеть его дирижирующим; я же имел случай видеть оперы (в Харькове), исполненные под его управлением, причем я положительно изумлялся его капельмейстерскому таланту (подчеркнуто П. И. Чайковским. — И. Р.). Говорю это без всякого преувеличения. С тех пор... опытность его увеличилась и вот теперь представляется случай исполниться его давнишней мечте попасть в столицу. Говорят, что кроме действительных достоинств нужна и рекомендация. Если это так, то я рекомендую г. Сука самым настоятельным образом и смело ручаюсь, что Вы будете вполне довольны Вашим Александрийским капельмейстером, если место это достанется Суку... Окажите ему Вашу могущественную протекцию. Впрочем я убежден, что он и на конкурсе выкажет свои способности с наилучшей стороны. Искренне преданный и глубоко уважающий Вас П. Чайковский. 7 августа 1888 г. с. Фроловское».

5 сентября П. И. Чайковский писал самому Вячеславу Ивановичу: «Многоуважаемый коллега! Спешу уведомить Вас, что тотчас после получения Вашего первого письма я писал директору театров о Вас. Надеюсь, что на конкурсе Вы перещеголяете всех Наших конкурентов. Мне кажется, что Э. Ф. Направник ошибается, думая, что все зависит от протекции. Пожалуйста, известите меня, как кончится дело. Отвечаю так поздно, ибо был в отсутствии и письмо Ваше дошло до меня лишь вчера. Искренне преданный П. Чайковский».

Продолжение...