Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 4)

Ранее: 1, 2, 3.

В И. Сук не обманул ожидании П. И. Чайковского и на конкурсе показал себя с наилучшей стороны. Однако Э. Ф. Направник не без основания опасался, что одного этого будет недостаточно: дирекция императорских театров в своих решениях и действиях сплошь и рядом руководствовалась соображениями, ничего общего с искусством не имеющими. Во всяком случае, в Александрийский театр В. И. Сук не попал. После Харькова В. И. Сук три года проводит в Таганроге: местное отделение Русского музыкального общества пригласило его дирижировать симфоническими концертами. Эти три года оставили глубочайший след в музыкальной жизни Таганрога. Четверть века спустя (в 1916 году) дирекция Таганрогского отделения Русского музыкального общества извещает Вячеслава Ивановича об избрании его почетным членом и о награждении грамотой «За заслуги в деле популяризации серьезной музыки среди населения г. Таганрога в бытность дирижером симфонического оркестра». В день 50-летия артистической деятельности Вячеслав Иванович получает из Таганрога телеграмму: «Таганрожцы не забыли юного, полного энергии, талантливого дирижера Музыкального общества, шлют привет и пожелания».

30 августа 1890 года В. И. Сук дирижирует оперой «Иван Сусанин», поставленной в Вильно на открытие зимнего сезона частной оперы Картавова. С этого времени вплоть до дебюта в Московском Большом театре дирижерская деятельность его протекает в основном в частных оперных труппах ряда губернских городов: Вильно, Минск, Харьков, Киев, Одесса, Казань, Саратов и других. Весной 1896 года В. И. Сук дирижирует в Москве спектаклями итальянского оперного товарищества под управлением Колетти, а осенью впервые выступает и в Петербурге (в частном театре Кононова). В Петербурге же в частной «Новой опере» Вячеслав Иванович работает с осени 1904 до весны 1906 года. Двадцать лет работы в частном оперном театре, предшествовавшие дебюту в Москве, были периодом, к концу которого творческий облик В. И. Сук определился достаточно четко. Уже в начале 90-х годов отзывы печати характеризуют тридцатилетнего дирижера как музыканта, который, не страшась трудностей, хочет и умеет добиться общей слаженности спектакля. Дирижерская одаренность, подкрепленная знанием своего дела и настойчивостью, дает весьма значительные результаты.

Так, в сезоне 1890 года в г. Вильно музыкальный рецензент констатирует безукоризненное исполнение хоровых и оркестровых эпизодов в операх и добавляет: «Господин Сук отлично, очевидно, умеет справляться со своей трудной задачей, принимая во внимание малочисленность оркестра». Три года упорной работы Вячеслава Ивановича — и оркестр, равно как и хор, становятся неузнаваемыми. «Оркестр полный и отлично скомплектованный»,— читаем в рецензии на открытие в Вильно оперой «Иван Сусанин» сезона 1893 года: «Такого сильного и прекрасного оперного оркестра не было еще в Вильно... В срепетовке хоров, гармоничности и стройности оркестра видна талантливая рука оперного дирижера г. Сук, энергично и умело дирижирующего».

Ансамбль — вот к чему стремится и чего добивается в оперном спектакле Вячеслав Иванович с первых же лет дирижерской деятельности. Именно поэтому он настойчиво и терпеливо воспитывает оркестр и хор как первооснову музыкального ансамбля в опере. Вторая характерная черта, четко определившаяся в творческом облике В. И. Сук, — добросовестное изучение партитуры, вдумчивое и бережное отношение к замыслу композитора. В том же 1893 году рецензент в Минске, куда переехала оперная труппа из Вильно, пишет по поводу постановки «Аиды»: «Хоры разучены, как говорится, на зубок; оркестр шел очень хорошо. Г. Сук провел оперу горячо и с глубоким знанием своего дела, свидетельствующим о тонком изучении им характера и стиля вердиевской музыки. Он, видно, окончательно завоевал себе все симпатии публики, которая не упускает случая вызвать его и аплодировать ему».

Новые значительные штрихи в характеристику В. И. Сук вносит рецензия середины 90-х годов на спектакль «Фауста» в Харькове: «Оркестр с г. Сук во главе был на высоте своей задачи и внес в свое исполнение известный колорит, известную экспрессию. Даже мелкие фразочки, которые сплошь и рядом пропадают у обыкновенных исполнителей, отмечаются дирижером тщательно и становятся заметными. В целом получается великолепное исполнение. Слушая такое исполнение, охотно прощаешь г. Сук несколько неумеренную энергию во внешних приемах дирижирования». «Великолепного в целом исполнения» В. И. Сук добивается на основе глубокого понимания содержания и стиля произведения; внимательное изучение партитуры во всех ее подробностях помогает ему оттенить каждый штрих, способствующий раскрытию этого содержания. Но иногда Вячеславу Ивановичу мешает некоторая несдержанность, порывистость: он еще не научился трудному искусству обуздывать природный темперамент.

Благоприятную оценку получают первые дирижерские выступления В. И. Сук в Москве и Петербурге. В итальянской оперной труппе Колетти в Москве ему приходится преодолевать большие трудности, связанные с тем, что хор и оркестр для оперных спектаклей были наспех сколочены из опереточных певцов и музыкантов. Легко представить себе, какую огромную и напряженную работу должен был проделать в предельно короткие сроки Вячеслав Иванович для того, чтобы рецензент в отзывах о первых же спектаклях имел основание подчеркнуть: «Что касается оркестрового исполнения, то оно, благодаря энергии талантливого дирижера г. Сук, было весьма удовлетворительным» (из рецензии на открытие сезона оперой «Фауст» 14 февраля 1896 года). Через несколько дней в отзыве о спектакле «Риголетто» снова отмечено: «Вся опера прошла с дружным ансамблем, чему в значительной мере содействовал г. Сук, дирижировавший оркестром умело и с воодушевлением». Дирижерский дебют В. И. Сук в Петербурге также привлек внимание музыкальной общественности и критики.

Продолжение...