Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ксении Держинской, часть 5.

Ранее: 1, 2, 3, 4.

Вот Лиза появляется из правой задней кулисы и, легко опираясь на руку жениха, медленно, с опущенной головой идет по диагонали через всю сцену. Фигура артистки, всегда такая статная, горделивая, выражает переживаемое Лизой гнетущее чувство невольной вины перед этим благородным человеком. Но в то же время Лиза сохраняет присущее ей достоинство, в ней нет ничего униженного. Взор ее беспокойно скользит по роскошному залу, словно ищет Германа. По мере приближения к концу арии Елецкого на лице Лизы все более и более отражается внутренняя борьба, растущая в ее душе,— близится час свидания с Германом, которому она сегодня должна вручить свою судьбу... Сложные переживания испытывает Лиза — в них и бесконечная, но знающая преград любовь, и страх, и преданная покорность, и смятение... Это настроение заметно ощущается в движениях и походке, когда она удаляется с Елецким. Несколько раз появляется Держинская перед зрителем в этом акте, и каждый раз в пределах одной и той же пластической манеры ощущается иной ритм, иное психологическое состояние героини.

Богатая интуиция чувства, непосредственность, умение вызвать в любой момент ощущение образа сочетались в творчестве Держинской со строгой дисциплиной труда, с точно продуманным, прочерченным во всех деталях сценическим планом роли. Держинская упорно вырабатывала свойственные героине походку, движения, жесты, обусловленные эпохой, бытом, Костюмом, и это оказывало артистке большую помощь в создании индивидуально ярких, исторически конкретных художественных образов. Поэтому ее Ярославна отлична, например, от Веры Шелоги, а Лиза — от других пушкинских героинь...

Последнее выступление К. Г. Держинской в «Пиковой даме» состоялось в 1942 г. в Ташкенте, где она провела первые два года Великой Отечественной войны. Существенная черта Держинской как художника заключается и в том, что она никогда не ограничивалась однажды найденным рисунком роли, а работала над ней на протяжении всей творческой жизни, непрестанно обогащая свои образы новым жизненным содержанием, новыми мыслями. Можно сказать, что ее героини росли и душевно обогащались вместе с духовным ростом самой артистки, с созреванием ее таланта, ее сценической культуры. Страстно увлекаясь отечественными музыкой, театром, живописью, скульптурой, Держинская все глубже постигала глубокие гуманистические основы русского искусства. И в своих образах она прежде всего стремилась раскрыть их человечность. Так, от несколько стихийной романтики образа Лизы первых сценических лет Держинская пришла к глубоко реалистической трактовке этой любимой роли. «Со временем я совсем сроднилась с образом Лизы,— писала К. Г. Держинская,— не демонические, сверхчеловеческие страсти, а реальную теплоту и боль женского любящего сердца, психологию женской души — то, что всюду неизменно привлекало внимание Чайковского — старалась я теперь воплотить в своем исполнении Лизы». Держинская отмела все внешние, преувеличенные «оперные» эффекты, уже напластованные рутиной, и на первый план вывела глубокую лирику партии Лизы, которую услышала в музыке Чайковского. — Мне кажется,— говорила Держинская,— что неверно трактовать партию Лизы, как чисто драматическую. Сила ее — в напряженности и страстности лирики, которая в процессе развития образа достигает больших драматических кульминаций. Это понимание певицей характера Лизы совпадает с отношением к ней самого композитора.

Для Чайковского основным являлось раскрытие лирической красоты образа Лизы. Взаимопроникновение лирического и драматического начала свойственно многим женским образам русской оперы. С особой яркостью эта новаторская черта выявилась в операх Чайковского. Его Мария, Настасья, Наташа («Опричник») и особенно Лиза — образы многогранные в своем «душевном реализме» (Станиславский), требующие богатейшей вокально-психологической выразительности, не укладываются в условные приемы трактовки драматических партий западноевропейского оперного репертуара. Держинская, одна из первых русских певиц, наиболее ярко передала эту национальную особенность образов отечественной оперы. В галерее сценических ролей Держинской важное место по силе своего патриотического звучания и классической законченности занимает Ярославна. Этот образ, так же как и Лиза, сопровождал певицу на всем сценическом пути, и рос, созревал вместе с ростом художественной зрелости артистки. Партия Ярославны ей полюбилась с первого знакомства. Неслучайно певица избрала ее для своего дебютного спектакля в Большом театре. Ярославна Держинской всегда пленяла живым лирическим обаянием, силой выражения преданной любви и женской верности. Глубоко гармонировали с образом Ярославны внешние данные артистки, широта и легкость ее голоса.

Продолжение...