Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь Ксении Держинской, часть 1.

Это были годы первой империалистической войны, и руководителям императорской сцены приходилось играть в патриотизм. На афишу Большого театра возвращаются спектакли, о которых, казалось, было давно позабыто. Так, в 1916 году после 26-летнего перерыва возобновляется «Чародейка» Чайковского, в которой молодой Держинской поручается заглавная роль. Через год, в январе 1917 года Держинская создает образ Февронии в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Свидетельством большой художественной удачи певицы служит, присланный ей с огромной корзиной цветов после одного из спектаклей «Китежа», портрет К. С. Станиславского с надписью: «Дорогой и чудесной Ксении Георгиевне Держинской в знак любви и преклонения перед замечательной певицей от сердечно преданного К. Станиславского».

Вскоре талант певицы получил признание еще одного великого авторитета русского искусства — Шаляпина. Когда в феврале 1917 года он ставил в Большом театре «Дон Карлоса» Верди, на роль королевы Елизаветы была избрана Держинская. Молодая певица оказалась достойной таких партнеров, как Шаляпин — Филипп II и В. Р. Петров — Великий инквизитор. Очень требовательный к своим партнерам, Шаляпин на этот раз остался доволен. Достаточно сказать, что вскоре, начав работу над новой постановкой «Русалки», он снова привлек Держинскую для исполнения роли Наташи. Так стала складываться сценическая судьба Держинской в самый канун Великой Октябрьской революции. По-новому же раскрылась творческая индивидуальность певицы уже в советскую эпоху.

Из двадцати пяти партий, спетых Держинской в Большом театре, большинство принадлежит советской сцене. Роли, исполненные ранее, также выступают в новом свете, претерпевая эволюцию вместе с идейно-художественным развитием певицы. Когда в послереволюционные годы на сцену Большого театра возвращаются оперы Вагнера, не шедшие в период войны, Держинская впервые встречается с его героинями. Она поет Елизавету в «Тангейзере», Ортруду в «Лэнгрппе», Брунгильду в «Валькирии», Еву в «Мейстерзингерах», затем другие труднейшие драматические партии западного репертуара — Валентину в «Гугенотах» Мейербера, Тоску и Турандот в одноименных операх Пуччипи. По настоянию режиссера В. Лосского Держинская поет Маргариту в «Фаусте» Гуно, создавая оригинальный поэтический образ гётевской героини. Из партий русских опер репертуар Держинской на советской сцене пополняется Гориславой в «Руслане и Людмиле» Глинки, Милитрисой («Сказка о царе Салтане») и «Верой Шелогой» Римского-Корсакова, вошедших в список лучших сценических созданий певицы. В 1930 году Ксения Георгиевна, наконец, встречается с образом своей современницы: композитор Б. Яворский пишет для нее главную партию работницы-ударницы в опере «Вышка Октября», которая ставится на сцене Большого театра в честь тринадцатой годовщины революции.

В 20-е годы необычайно растет популярность певицы среди массового слушателя через общение с ним в театре, в многочисленных выездах с концертами и спектаклями в подшефные колхозы, рабочие районы и воинские части, в длительных гастрольных поездках по стране. Вести о новой выдающейся русской певице быстро распространяются и за пределами СССР. Держинская получает приглашение от различных западноевропейских концертных агентств и оперных театров. Известный австрийский дирижер Бруно Вальтер хочет видеть только ее исполнительницей роли Лизы в осуществляемой им постановке «Пиковой дамы» на сцене Берлинской оперы. В июле 1926 года Держинская принимает участие в концертном исполнении оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова в парижской «Гранд-Опера». «Сказание» шло под управлением Эмиля Купера. Все газеты, отметив это выдающееся событие музыкальной жизни Парижа, в один голос выделяли К. Г. Держинскую, восхищаясь ласкающим обаянием и гибкостью ее голоса, отличной школой, безукоризненной дикцией, а главное — той вдохновенной простотой, с которой она провела всю партию и «так провела, что на протяжении четырех актов внимание к ней не ослабевало ни на минуту».

Продолжение...