Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Надежда Обухова: Публикации

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Пятое действие Сосновый бор. Скит. Лунная ночь. Входит Досифей. Походка и движения его медленны. Он погружен в свои тяжелые думы. Из скита понемногу начинают появляться раскольники, и среди них я — Марфа. Досифей обращается к раскольникам: «Братия! Облекайтеся ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Четвертое действие. Картина первая Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Хованский — за обеденным столом, сенные девушки развлекают его пением. Поют хором песню «Поздно вечером сидела, все лучинушка горела, гай-дук, ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Третье действие. Картина первая Замоскворечье. Стрелецкая слобода. Полдень. Проходят раскольники в сопровождении толпы и скрываются за стеной. Я — Марфа появлялась из-за угла дома Хованских и медленно, усталой походкой, после долгой бессонной ночи, погруженная в свои ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Второе действие Мне хочется привести выдержку из письма Мусоргского к Стасову от 6 августа 1873 года: «. . . поведем мы нашу раскольницу (боярыню княгиню Сицкую, бежавшую «сверху», т. е. из теремов от духоты ладана и пуховиков), — поведем мы ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА (Продолжение) В партии Грязного со мной выступали и другие исполнители: Сергей Иванович Мигай и Владимир Михайлович Политковский. Оба они были хорошими певцами и актерами, и каждый из них по-своему трактовал образ Грязного, подчеркивая в нем те качества, которые были наиболее ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА (Продолжение) Оскорбленная, я быстро отходила со словами: «Что, немец, ты умом рехнулся? Прощай, я найду другого, несговорчивей». Бомелий пытался меня догнать, обнять, я вырывалась, происходила короткая борьба. Бомелий угрожал, что завтра все расскажет ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА (Продолжение) Вторая половина первого действия оперы особенно важна для развития характера Любаши. Начиная с разговора Грязного с Бомелием, окончательно убеждающего Любашу в справедливости ее подозрений, каждая сцена наносит ей новый удар. Она понимет, что Григорий разлюбил ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА (Продолжение) Купер много работал со мной и был очень требовательным, педантичным, взыскательным. Я чутко прислушивалась ко всем его замечаниям. Бережно храню клавир «Царской невесты» с пометками Эмиля Альбертовича. Особое внимание он обращал на ...
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА Мне хочется в главе об опере Римского-Корсакова «Царская невеста» и о спектакле «Царская невеста» попутно вспомнить себя в роли Любаши. Я начала работать над партией Любаши на второй год пребывания в труппе Большого театра. Эта партия ставила передо ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Майская ночь (продолжение) Сцена мало-помалу пустеет, появляется Левко. Перебирая струны бандуры, он подходят к хате Ганны и поет призывную песню на подлинно украинскую мелодию «Солнце низенько». В звуках оркестрового сопровождения ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Майская ночь Вспоминая лето 1877 года, Римский-Корсаков писал в своей «Летописи»: «Я с детства своего обожал «Вечера на хуторе», и «Майская ночь» нравилась мне чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла. ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Снегурочка Следует обратить внимание на изящные имитации оркестром голоса Весны в конце ее арии. И когда Весна сознается птицам, что сама виновата в весенних холодах, ее рассказ музыкально выражен речитативом, в начале которого появляется мотив зябнущих птиц. Видя, ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Снегурочка Я всегда с чувством большой нежности вспоминаю спектакль «Снегурочка», в котором в первые годы моего поступления в Большой театр почти бессменно пела партию Весны-Красны. Вспоминаю А. В. Нежданову в роли Снегурочки и К. Г. Держинскую в роли ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Самсон и Далила (продолжение) Вспоминаю, как в этом действии танцевала знаменитую «Вакханалию» Екатерина Васильевна Гельцер. Из-за кулис выбегала юная стройная девушка, в хитоне оранжево-красного цвета, ее каштановые, с рыжеватым оттенком волосы были ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Самсон и Далила (продолжение) Я очень любила этот спектакль, он меня волновал и увлекал. В первом действии я появлялась, окруженная девушками филистимлянками, держащими в руках гирлянды. На мне был бледно-розовый хитон, расшитый золотом и подхваченный золотым ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Самсон и Далила После партии Любаши в опере «Царская невеста», которая прочно вошла в мой репертуар, мне было поручено приготовить партию Далилы в опере Сен-Санса «Самсон и Далила». Предстояла большая, ответственная работа, за которую я с ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Кащей Бессмертный (продолжение) Я пела свой речитатив «Настала ночь, затихнул ветерок, благоуханный мрак кругом разлит, и волны хищные сильнее плещут, ликуйте тризну, волны, близок час, цветы. . . цветы. . . », и начинала собирать цветы и класть их в ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Кащей Бессмертный 25 января 1917 года в бенефис хора ставили оперу Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Роли исполняли: царевна Ненаглядная Краса — А. В. Нежданова, Кащей — В. Р. Пикок, Кащеевну пела я, Ивана Королевича — С. И. ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Князь Игорь (продолжение) В глубине сцены шатер Владимира. Я — Кончаковна — в страшном волнении выбегала на сцену и, остановившись у шатра Владимира, обращалась к нему со словами: «Владимир, ужель все это правда? Останься здесь, о том молю тебя. ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. Князь Игорь Эпоха шестидесятых годов прошлого века в России выдвинула талантливых людей во всех областях общественной жизни. Эта эпоха выдвинула, в частности, «Могучую кучку» — авангард русской музыкальной общественности шестидесятых годов. Великий ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. «ПИКОВАЯ ДАМА». «САДКО». «КНЯЗЬ ИГОРЬ». «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ». «САМСОН И ДАЛИЛА». «СНЕГУРОЧКА». «МАЙСКАЯ НОЧЬ» Садко (продолжение) Во многих операх мне ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. «ПИКОВАЯ ДАМА». «САДКО». «КНЯЗЬ ИГОРЬ». «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ». «САМСОН И ДАЛИЛА». «СНЕГУРОЧКА». «МАЙСКАЯ НОЧЬ» Садко Опера «Садко» — ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. «ПИКОВАЯ ДАМА». «САДКО». «КНЯЗЬ ИГОРЬ». «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ». «САМСОН И ДАЛИЛА». «СНЕГУРОЧКА». «МАЙСКАЯ НОЧЬ» Пиковая дама (продолжение) Сидя за ...
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ. «ПИКОВАЯ ДАМА». «САДКО». «КНЯЗЬ ИГОРЬ». «КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ». «САМСОН И ДАЛИЛА». «СНЕГУРОЧКА». «МАЙСКАЯ НОЧЬ» Пиковая дама Поступив в Большой театр, я 5 ...
УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР (продолжение) С Умберто Августовичем Мазетти мы расстались очень сердечно, тепло, он обещал ...
УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР (продолжение) Я не верила своим ушам и все ждала лампочки, но лампочка не зажглась, и я допела все до конца. Когда я ...
УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР (продолжение) Я стала бывать у Неждановой, познакомилась с ее матерью — Марией Николаевной, очень симпатичной и приветливой ...
УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР (продолжение) Когда я впервые услышала Нежданову, имя ее уже гремело. Меня покорил пленительный тембр ее голоса необычайной красоты и ...
УЧЕБА В КОНСЕРВАТОРИИ. ЗНАКОМСТВО С А. В. НЕЖДАНОВОЙ. ПЕРВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОБА В МАРИИНСКОМ ТЕАТРЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В БОЛЬШОЙ ТЕАТР Чувство большой радости охватило меня, когда после долго отсутствия я вновь очутилась в стенах консерватории. Опять те же классы, встречи с товарищами, ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Я очень любила встречать восход солнца на Капри, когда над густосиним морем поднимался огненный шар, озарявший небо и крутые, скалистые берега с курчавыми рощами и серебристыми оливковыми садами. ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Часто мы беседовали с Амброзино, я интересовалась его жизнью и бытом. Джованино рассказал, что все певцы, танцоры, музыканты не профессионалы, а местные рыбаки, продавцы, портные, сапожники. Днем они ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) После продолжительного путешествия мы с сестрой приехали в Неаполь и на небольшом пароходе добрались до Сорренто. Сорренто — город, расположенный в северной части Неаполитанского залива, на ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Я все пела наизусть. Мазетти аккомпанировал. Я стояла у рояля, и во время исполнения он внимательно следил за мной, за позой, выражением лица, следил, чтобы не было напряжения, заставлял петь на ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Дяде Сергею Трофимовичу очень нравился мой голос. У него самого был красивый баритон, он учился в Италии и выступал там в опере. Его лучшими партиями были граф Невер в опере «Гугеноты» Мейербера ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Вспоминаю мое первое посещение Большого театра, когда мы приехали из деревни. С трепетом входила я в этот храм искусства. Глаза разбегались, все хотелось сразу охватить взором, узнать, понять. Шла опера Глинки ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Иногда вечерами, сидя в саду с бабушкой и с тетей около клумбы с цветами, я напевала эту мелодию. Бабушка очень любила мой голос. А потом я наизусть читала бабушкино любимое стихотворение ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ (продолжение) Мы выехали очень рано, везли много гостинцев, плетенок, коробок. У станции стояли тройки с бубенцами, ямщики хорошо знали дядюшек и весело их приветствовали. Ехали мы чудесной холмистой дорогой, кругом ...
В МОСКВЕ. ПОСТУПЛЕНИЕ В КОНСЕРВАТОРИЮ. ВТОРОЙ ОТЪЕЗД В ИТАЛИЮ Когда мы подъезжали к нашей границе, меня охватило чувство волнения и радости. А когда я услышала русскую речь, увидела носильщиков в белых фартуках, мне захотелось броситься к первому попавшемуся, сказать, как я счастлива, ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Вечером площадь святого Марка преображается. Она залита огнями, на середине площади играет оркестр. По краям аркад расставляются столики кафе, гуляющие быстро заполняют места, подается мороженое, прохладительные напитки, кофе. Красивые венецианки в ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) До Милана мы ехали чудесной Ломбардской долиной. В середине города расположена замечательная арка Мира, построенная в стиле римских триумфальных арок. От дедушки мы узнали, что Милан — родина многих замечательных художников, скульпторов, поэтов, ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Но наши выезды были редки. Дедушка и здесь продолжал свое строгое воспитание. Мы не принимали участия в бурной жизни богатых приезжих, пресыщенных до одурения всеми радостями. Мы были далеки от людей, обладавших шальными деньгами, которые они ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Самая веселая пора в Ницце — февраль, когда наступало время карнавала. По улицам ходили ряженые, в костюмах, домино, масках. . . В «Казино» устраивались костюмированные балы, маскарады, «битвы» конфетти, иллюминации, ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Незабываема была и сцена смерти. Когда Арман прибегал к ней, умирающей, она бросалась к нему с улыбкой и словно таяла в его объятиях, становилась маленькой-маленькой, а потом вдруг будто роковая печать появлялась на ее лице, она выскальзывала из ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Все эти упражнения проходили мы приблизительно в течение двух лет. Только после этого мы начали разучивать арии, сперва более легкие, а затем все труднее и труднее. Я вспоминаю, что пела две арии Зибеля и балладу о фульском ...
Мои воспоминания. Юность. (продолжение) Начались долгие скитания по Европе, поиски работы, бродячая жизнь. Одно время он вместе с русскими и польскими эмигрантами открыл в Париже сапожную мастерскую, заказчиками которой были Гамбетта, Жюль Фавр и другие оппозиционные политические ...
Мои воспоминания. Юность. В 1899 году, когда моей сестре минуло четырнадцать, а мне тринадцать лет, дедушка стал серьезно думать о нашем дальнейшем образовании. Здоровье сестры внушало опасения, и по совету врачей дедушка повез нас на юг Франции, в Ниццу, а брата поселили у наших родных в ...
Мои воспоминания. Детство. (продолжние) Я вспоминаю, что особенно любила подаваемую в конце обеда клубнику со сливками и мелкотолченным сахаром-пудрой. После обеда все дети гурьбой отправлялись в сад, много гуляли в тенистых аллеях и спускались к'реке, где находилась купальня; купаться сразу ...
Мои воспоминания. Детство. (продолжние) Иногда мы ездили в Новохоперский уезд Воронежской губернии, в удельное имение Алферовку, где жили родственники дедушки — многочисленная семья Муфель. Состояла она из сестры дедушки Александры Семеновны Сафоновой, дочери ее Анны Павловны, вышедшей ...
Мои воспоминания. Детство. (продолжние) Из нас троих я была самой крепкой и здоровой. Как говорили, была полненькой девочкой с вьющимися волосами, всегда очень веселой, жизнерадостной, любившей похохотать. Я придумывала всякие забавы и была главным коноводом. Хотя дедушка строго следил за ...
Мои воспоминания. Детство. (продолжние) Вечерами на выгоне собиралась «улица»— так назывались в деревне вечерние хороводы и круговые пляски с припевами, прибаутками и частушками. Сколько времени прошло с тех пор, а я до сих пор помню частушки: Дайте ножик, дайте вилку, ...
Мои воспоминания. Детство. Мой дедушка, Адриан Семенович Мазараки, отец моей матери, родился в 1835 году. Он жил и воспитывался в Петербурге. Окончив Пажеский корпус, поступил в Семеновский полк, но рано вышел в отставку. Женился на Анне Павловне Барщевой и безумно любил свою жену. ...
Концертная деятельность занимает много страниц в творческой биографии Обуховой. Уже в первые годы работы в Большом театре она появлялась на концертной эстраде, исполняя, в частности, сольные партии в финалах Девятой симфонии Бетховена и Первой симфонии Скрябина. Затем в ее репертуар вошел ...
Нет сомнения, что русская вокальная, так же как и дирижерская, школа развивалась под непосредственным воздействием отечественного музыкального творчества, которое, как уже было сказано в начале этой статьи, было неразрывно связано с пушкинскими традициями нашей художественной культуры. ...
Когда думаешь о тайнах мастерства Обуховой, о ее вокально-сценических образах, то вспоминается эта реплика, характеризующая творение Бородина, быть может, лучше, чем самые восторженные эпитеты и самые детальные анализы. Исполняя партию Кончаковны и воплощая образ дочери хана, готовой на ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) По словам самой артистки, ее любимейшими ролями были Любаша в «Царской невесте» и Марфа в «Хованщине». Насколько мы знаем, над всеми остальными партиями своего репертуара Надежда Андреевна работала также с увлечением, но то, что она сама — ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Обухова подчеркивает, что фантастика в корсаковских операх «в своей основе. . . глубоко реалистична, народна, фантастические образы обычно помогают людям в борьбе со злом, с несправедливостью». Эти строки вызывают в памяти замечание самого ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Надежда Андреевна Обухова, приступив к работе в Большом театре, ощутила благотворное воздействие рахманиновских традиций, примечательных бережным отношением к произведениям отечественной и зарубежной классики. На сцене Большого театра выступали тогда певцы, ставшие ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Восходя к русской народной песне с ее неисчерпаемо широким диапазоном, простирающимся от шуточной скороговорки до могучего вольного распева, от потрясающей скорби и лирических излияний до титанической героики, истоки эти оплодотворили русскую оперную классику, ансамблевое ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Многие представители русской общественности с братским сочувствием отнеслись к польскому восстанию 1830—1831 гг. Именно за покровительство участникам восстания, оказанное после его подавления волынский ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Именно к глинкинской эпохе — достаточно назвать «Руслана» — восходят «ориентализмы» русской музыки, которых властно требовала и поэтическая речь Пушкина, куда более глубоко постигавшего художественные красоты Востока, чем, скажем, О. ...
ВВЕДЕНИЕ (Продолжение) Все области художественной культуры в той или иной степени переплетаются между собою, уходя корнями в порождающую их действительность, в живую жизнь, горячее дыхание которой ощущается даже тогда, когда ее образы облекаются в одежды фантастики или далекого прошлого, будь ...
ВВЕДЕНИЕ У колыбели русской оперной классики стоял Пушкин. К его творчеству обращались в своих музыкально-сценических произведениях Глинка и Даргомыжский, Римский-Корсаков и Мусоргский Чайковский я Рахманинов. Но «Князь Игорь» — не связывается ли и эта вершина русского оперного ...
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ В течение долгого времени Н. А. Обухова собиралась написать книгу, в которой хотела рассказать о своей жизни и творчестве. Но замысел этот долго оставался не осуществленным, так как артистка все силы отдавала искусству. Когда один из корреспондентов Надежды Андреевны сообщил ...
Ранее: 1. Одним из самых ярких и красочных и в то же время драматичных созданий Обуховой в западноевропейском репертуаре является Кармен в одноименной опере Бизе. Кармен у Обуховой наделена горячим, южным темпераментом, она жизнерадостна, полна кипучих сил молодости и светлого восприятия ...
Надежда Андреевна Обухова родилась в Москве. Детство она провела в деревне в Тамбовской губернии. В 1912 году Обухова окончила Московскую консерваторию. В январе 1916 года певица впервые выступила в Большом театре, исполнив роль Полины в опере «Пиковая дама», и сразу же была ...