Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Жизнь и творчество Надежды Андреевны. Часть 1.

Обухова Надежда АндреевнаНадежда Андреевна Обухова родилась в Москве. Детство она провела в деревне в Тамбовской губернии. В 1912 году Обухова окончила Московскую консерваторию. В январе 1916 года певица впервые выступила в Большом театре, исполнив роль Полины в опере «Пиковая дама», и сразу же была принята в его труппу. Первые партии она готовила под руководством выдающихся русских дирижеров. Это сыграло значительную роль в формировании ее замечательного вокального и актерского мастерства. Обухова начала свой сценический путь в годы расцвета искусства великих мастеров русского оперного театра — Неждановой, Шаляпина, Собинова. Она явилась достойной преемницей их заветов и перенесла на сцену советского оперного театра драгоценные традиции русской исполнительской школы. Обуховой свойственно исключительное умение сочетать глубину актерского прочтения роли с замечательным вокальным мастерством.

В своем творчестве она воплотила мечту Станиславского о поющем актере, актере-певце. Убедительность, глубина и яркость музыкальной трактовки партии гармонично сочетаются в Обуховой с драматизмом и выразительностью сценической игры-Обухова обладает исключительным по красоте и задушевности голосом, необыкновенно глубоким, мягким и ровным, отличающимся огромным богатством и разнообразием звуковых красок и эмоциональных оттенков. При всем разнообразии ролей, исполненных Обуховой, особенно близки актрисе партии сильных, волевых женщин, умеющих бороться за свое счастье, отстаивать право на свободное чувство, на любовь. Во всех своих лучших образах, будь то суровая раскольница Марфа, пламенно любящая Любаша или свободолюбивая Кармен, актриса утверждает достоинство женщины. В своем исполнении она подчеркивает простоту и жизненность характера своих героинь, поэтому ее образы непосредственны, убедительны и глубоко впечатляющи. К основным ролям Обуховой относятся: Марфа («Хованщина»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Любаша («Царская невеста»), Кончаковна («Князь Игорь»), Любава («Садко»), Весна («Снегурочка»), Любовь («Мазепа»), Кармен («Кармен»), Далила («Самсон и Далила»), Амнерис («Аида»). Каждый ее образ — результат огромной вдумчивой работы, одним из примеров которой может служить партия Любаши в «Царской невесте».

В работе над ролью актрисой руководило стремление, глубже показав внутренний мир Любаши и ярче воплотив страстное, захватывающее ее целиком чувство, объяснить, внутренне мотивировать ее поступки. Сама Обухова так писала об этой роли: «В образе Любаши, этой подлинной дочери своего народа, я вижу не традиционную оперную «злодейку», а глубоко и страстно любящую женщину, поруганную и оскорбленную в своих лучших чувствах, решившуюся на преступление лишь в минуту крайнего аффекта». Волевой характер и целостность натуры Любаши органически обусловили ее поведение. Так же вдохновенно и талантливо была воплощена Обуховой Марфа в народной музыкальной драме Мусоргского «Хованщина». Актриса раскрыла всю сложность и многогранность этой натуры. Сама она говорила: «В своей трактовке образа я стремилась передать большую внутреннюю силу Марфы, предпочитающей заживо сгореть вместе со своим неверным возлюбленным, чем добровольно уступить его сопернице». Образ Марфы наделен у Обуховой чертами подлинного драматизма. Особо глубоко оттенена певицей душевная трагедия Марфы, трагедия неразделенной любви.

Продолжение...