Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 8

ВВЕДЕНИЕ (Продолжение)

 

Обухова подчеркивает, что фантастика в корсаковских операх «в своей основе... глубоко реалистична, народна, фантастические образы обычно помогают людям в борьбе со злом, с несправедливостью». Эти строки вызывают в памяти замечание самого Римского-Корсакова: «Царская невеста вовсе не фантастична, а Снегурочка очень фантастична, но та и другая весьма человечны и душевны...». И в свою очередь не будет преувеличением отметить, что слова «человечность» и «душевность» могут быть положены в основу творческой характеристики самой Надежды Андреевны. Ее высказывания о «борьбе со злом, с несправедливостью» помогают понять тот подъем, с которым артистка вступила в эпоху великих свершений Октября, начавшихся после гибели «Кащеева царства».

Как уже было сказано, Надежда Андреевна приняла самое деятельное участие в спектаклях первого советского сезона Большого театра и в новых формах работы коллектива театра, продиктованных горячим стремлением сделать искусство всенародным достоянием. Под руководством Н. С. Голованова, исполнявшего партию оркестра на рояле, в московских и подмосковных рабочих клубах, в помещениях воинских частей Красной Армии шли оперные спектакли, неизменно привлекавшие большую аудиторию. Одновременно с этим велась подготовка к новым постановкам театра, которые открыли перед всем коллективом необозримые перспективы и возможности, наметившиеся уже в начальный период строительства социалистической  культуры.

В своих воспоминаниях Надежда Андреевна останавливается на некоторых спектаклях Большого театра, называет имена своих партнеров, дает оценку их выдающихся достижений. Особого внимания заслуживает параллель, проводимая Обуховой между Мусоргским и Шаляпиным, величайшим русским певцом, покинувшим родину в 1922 году, но оставшимся навеки связанным с отечественным искусством и вошедшим в его историю как поборник того высокого реализма, принципы которого окончательно утвердились в нашу эпоху.

Когда говоришь о творческом пути Большого театра, нет надобности упрощать и замалчивать препятствия, стоявшие перед ним. Преодолевались традиции «императорских театров», требовавшие прежде всего показного великолепия и блеска зрелища. На смену им приходили вокально-речевая и сценическая правдивость, верность музыкальному замыслу композитора, много раз нарушавшаяся в дооктябрьский период и в Москве, и в Петербурге, о чем с грустью и возмущением писали как Римский-Корсаков,   так   и   Чайковский.

Именно в советскую эпоху,— несмотря на трудности восстановительного периода, на модернистские веяния, дававшие себя порой чувствовать и в Большом театре, на выпады невежественных критиков (кое-кто из них пытался возобновить эти выпады в конце сороковых годов), порочивших русскую музыкальную классику,— ее великие творения по-новому воплощались на оперных сценах страны.

А. В. Луначарский в своей знаменитой статье «Для чего мы сохраняем Большой театр», впервые опубликованной в 1925 году, напомнил о том, что еще Вагнер представлял себе «новый театр» как «оперно-балетный, как синтетический театр, то есть такой, в котором гармонично соединены человеческие слова, музыка, танцы, мимика, живопись и архитектура. Этот театр должен, по мнению Вагнера, давать спектакли, представляющие собой яркие, глубоко содержательные пьесы, в которых народ осознает свои величайшие идеалы и пути своих страданий, своей борьбы и своей победы»1. В появившейся в том же году другой статье —«К столетию Большого театра» академик Луначарский, который, к великому счастью для нашей культуры, последовательно проводил намеченную партией Ленина программу «государственного музыкального строительства», с горечью вспоминал дореволюционное прошлое: «Русским композиторам не везло. Большой театр не шел им навстречу, отданный под руководство тупых и чванных чиновников».

Русским композиторам — и в этом большая заслуга Луначарского, талантливых русских певцов, музыкантов, художников и режиссеров, а также передовой советской критики — повезло на сцене Большого театра, вступившего в советский период своего существования. Именно в этот период постепенно утверждался тот принцип «синтетического театра», который был столь близок не только Луначарскому, но и, скажем, Шаляпину, придававшему громадное значение музыкальному содержанию каждого оперного образа, его сценическому воплощению, включая мимику, грим, костюм и «жизнь в декорациях». Как явствует из творческой практики и высказываний Н. А. Обуховой, она также обращала пристальное внимание на все эти компоненты, не отделимые друг от друга.

Как известно, в 1906 году Рахманинова сменил за дирижерским пультом Большого театра Вацлав (Вячеслав Иванович) Сук, чех по происхождению, много сделавший для русской музыкальной культуры и вместе с тем многим обязанный ей.

5 апреля 1916 года Н. А. Обухова дебютировала на сцене Большого театра в роли Полины, а 12 апреля под управлением Сука шел спектакль «Садко», в котором она также участвовала. Через шестнадцать лет после этого она исполняла партию Амнерис в спектакле, посвященном 50-летию деятельности Сука, которую он начал в нашей стране в 1882 году в качестве скрипача. Сук дирижировал и другими операми, в постановках которых участвовала Надежда Андреевна,—«Снегурочкой», «Демоном», «Хованщиной», вернувшейся в репертуар Большого театра в 1928 году, после выступлений Луначарского в защиту этой «мудрой оперы», расценивавшийся тогда в реперткомовских кругах как произведение «мистико-идеалистическое».

В дальнейшем Обухова часто пела в спектаклях, которыми дирижировал Эмиль Купер («Царская невеста», «Князь Игорь», «Кащей Бессмертный», «Сказка о царе Салтане», «Самсон и Далила», «Золото Рейна»). Надежда Андреевна высоко ценила свое творческое содружество с Н. С. Головановым и А. М. Пазовским, с которыми она выступала и в театре, и на концертной эстраде. Первая четверть  века  советского периода творческой истории Большого театра неразрывно связана с именами этих дирижеров, а также В. В. Небольсина и С. А. Самосуда, под управлением которого в 1939 году на сцену театра вернулся обновленный «Иван Сусанин».

Углубленное раскрытие музыкальных образов русской и западноевропейской оперной классики осуществлялось под руководством одареннейших дирижеров, вместе с которыми работали над сценическим воплощением этих образов такие талантливые, стремившиеся к их подлинной правдивости режиссеры, как И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, Л. В. Баратов. В осуществлении творческих замыслов коллектива театра деятельнейшее участие принимали такие крупные и своеобразные художники, как К. А. Коровин, И. М. Рабинович, Ф. Ф. Федоровский, К. Ф. Юон, П. В. Вильямс, В. В. Дмитриев. И в содружестве со всеми этими блестящими мастерами шел весь творческий коллектив театра, в котором очень скоро после дебюта Надежда Андреевна Обухова заняла одно из первых мест.

Часть 7, Часть 8, Часть 9, ...