Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 45

РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ.

Князь   Игорь (продолжение)

В глубине сцены шатер Владимира. Я — Кончаковна — в страшном волнении выбегала на сцену и, остановившись у шатра Владимира, обращалась к нему со словами: «Владимир, ужель все это правда? Останься здесь, о том молю тебя. Я все, я все узнала, бежать задумал ты. Бежать на Русь с отцом. Скажи, ужель возможно и ты меня покинешь? О, нет,, не верю...  Не верю».

После слов Владимира, что он действительно задумал бежать из плена, я с отчаянием молила его: «Возьми меня с собой, на все готова я, отдам свободу я, рабой твоей готова быть... Я забыла гордость и стыд. Останься здесь. Знай, я дитя свободы, краса степей родных и гордость всей земли, я дочь главы всех ханов, и я у ног твоих».

За сценой раздавался свист, потом второй... Князь Игорь старается увести сына.

Я в исступлении бросалась к Владимиру и пела, держа его в своих объятиях: «Я не пущу тебя». Видя его решимость, я угрожала: «А если так, я сейчас всех разбужу, весь стан я на ноги поставлю». Я подбегала к билу и ударяла несколько раз в набат. Тем временем князь Игорь и Владимир исчезали. Со всех сторон сбегались половцы.

Я бросалась к ним и надрывно пела: «Князь Игорь ускакал. Ему Овлур  коней достал.   Держите княжича».

Половцы тут же обещали его нагнать и повесить. Я на низких грудных нотах, почти плача, молила их: «О, нет... Его не троньте, его я не отдам. Его хочу спасти, меня убейте прежде, меня... в меня стреляйте прежде... Пускай я вместе с ним умру, но не отдам его. Вам не отдам!».

Появляется Кончак: «Что значит этот шум? Дочь моя, зачем ты здесь?». Половцы сообщают Кончаку, что Игорь и Владимир сбежали,, что Овлур изменил. Кончак объявляет свой приказ: «Половцы, на коней... Вперед, на Русь... Побьем врага!». Я, обессиленная, падала  на  землю...

Таким был этот динамический акт. Я любила эти умоляющие, призывно страстные арии покидаемой Кончаковны.

Вспоминая работу над Кончаковной, я хочу сказать несколько слов о Ксении Георгиевне Держинской, которая всегда пела со мной в этом спектакле  Ярославну.

Вспоминаю ее величавую фигуру, медленную, спокойную походку, ее волевой взгляд. Она давала образ русской женщины, любящей, верной жены и подруги, гордой княгини, подлинной героини того времени. Ярославна — Держинская, мужественная, стойкая женщина, беспредельно любящая родину, была настоящей помощницей Игорю в его борьбе за землю Русскую. Труднейшую музыкальную сцену «Плач Ярославны» она исполняла с живым лирическим обаянием и большим драматизмом. От ее Ярославны веяло древней Русью, большой внутренней силой. Она ярко передавала труднейшую арию оперы, такую русскую по своему характеру. Мы с ней участвовали в разных актах, но я всегда с удовольствием слушала ее из-за кулис, радовалась ее успеху и восхищалась ее мастерством.

Первое выступление в роли Кончаковны состоялось 12 декабря 1916 года. Игоря пел Ф. Б. Павловский, затем Л. Ф. Савранский и В. М. Политковский (в постановке 1934 года), Кончака — В. Р. Петров, лотом М. Д. Михайлов (1934), Княжича — А. В. Богданович, потом С. Н. Стрельцов (1934). Дирижировал Э. А. Купер. Режиссером ранней постановки (1914) был В. А. Лосский, декорации и костюмы художников К. А. Коровина, Г. И. Голова и Н. А. Клодта. Позднее, в 1934 году, опера шла в постановке Л. В. Баратова, художником был Ф. Ф. Федоровский, дирижировал Н. С.  Голованов.

Иллюстрации к книге:

Кончаковиа. «Князь Игорь» А. П. Бородина. 1916

Кончаковиа. «Князь Игорь» А. П. Бородина. 1916

 

Часть 44, Часть 45, Часть 46, ...