Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 44

РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ.

Князь   Игорь

Эпоха шестидесятых годов прошлого века в России выдвинула талантливых людей во всех областях общественной жизни. Эта эпоха выдвинула, в частности, «Могучую кучку» — авангард русской музыкальной общественности шестидесятых годов.

Великий музыкант и ученый-общественник, А. П. Бородин страстно-любил музыку и смотрел на нее как на искусство подлинно народное. Его опера «Князь Игорь» — монументальное эпическое произведение^ проникнутое национальной романтикой, опера-былина, в которой исторический факт является лишь сюжетной канвой, пышно и ярко расшитой драматической фантазией. Бородин сумел создать глубоко реалистические образы (Игорь, Ярославна, Кончак, Владимир, Кончаковна). Вокальная линия отличается необыкновенной гибкостью, яркой эмоциональной насыщенностью. В ариях плавная и сочная кантилена. Вокальная линия красочно расцвечена в оркестре, который играет в опере роль драматического истолкователя повествования. Бородин мастерски использует оркестр, чтобы усилить движение драматического конфликта.

В основу либретто композитор взял «Слово о полку Игореве»— повесть о неудачном походе северского князя Игоря на половцев. В опере ярко показана Киевская Русь XI — XII веков. Как в действии, так и в музыке последовательно и четко даны противопоставления Руси и Востока. Показан в опере и народ Киевской Руси того времени, который страдал от усобиц князей не меньше, чем от набегов половцев.

Для оперы «Князь Игорь» характерны грандиозность замысла, эпическая монументальность, могучий размах творческого воображения, щедро черпающего из глубин самобытного былинного и народного песне-творчества, плавность и величавость музыкальной речи. Увертюра — подлинный шедевр: она великолепна по форме, построена на разнообразном тематическом материале, полна настоящего блеска, резких контрастов и истинного темперамента.

Как я уже писала, я любила исполнять на сцене образы сильных и страстных женщин. К таким я причисляю, конечно, и образ Кончаковны.  Каватина Кончаковны замечательна тем,  что композитору удалось дать восточный колорит в музыкальном звучании. Так и видишь бесконечную степь с ее печальным однообразием, синий бархат неба со звездным пологом, чувствуешь аромат душистых степных трав.

Каватина Кончаковны предельно трудна для исполнения, она требует огромного мастерства. Артистка должна искусно владеть своим дыханием, так как, несмотря на бурный, темпераментный характер музыки, здесь требуются большая звуковая легкость и чистота интонаций. Изумителен дуэт Кончаковны и Владимира, полный любовного томления, знойный и ласковый, обаятельный и властный. К сожалению, в опере всегда сокращалось целое действие, и поэтому выпадали очень важные драматургические и эмоциональные куски в партии Кончаковны, где ее образ развертывается во всей его драматической полноте. Я любила этот акт и очень жалела, когда его стали выпускать. Но все-таки мне посчастливилось его исполнять.

Начинался этот акт самобытным, несколько диким по гармонии половецким маршем с его мощной военной звучностью. На сцене — край половецкого стана; со всех сторон сходятся половцы (басы) и, глядя вдаль, ожидают прибытия отряда Гзака. Постепенно на сцену выходит войско Гзака с трубами, рогами, бубнами. Половцы дикими телодвижениями приветствуют входящих. Воины ведут за собой русский полон и несут добычу. Наконец появляется на коне хан Гзак с отрядом приближенных. Кончак выходит к нему навстречу и приветствует его...

Часть 43, Часть 44, Часть 45, ...