Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О Большом театре

Ценители балета и оперы во всем мире признают Большой театр одним из самых известных и великих театров с богатейшей историей. Даже его название говорит само за себя. Здесь скрыто несколько глубинных смыслов. В первую очередь, Большой театр – это скопление прославленных имен, целое созвездие великолепных композиторов, исполнителей, танцоров, художников, режиссеров, обширнейшая галерея гениальных спектаклей. А также под словом «Большой» мы понимаем – «значительный» и «колоссальный», грандиозное явление в истории искусства, не только отечественного, но и мирового. Не только годами и десятилетиями, но целыми столетиями накапливался здесь бесценный опыт, передающийся от поколения к поколению.

Не бывает практически ни одного такого вечера, чтобы огромный зал Большого театра не наполнялся сотнями зрителей, чтобы не горели огни рампы, чтобы не взвивался занавес. Что же заставляет поклонников и ценителей музыкального искусства стремиться сюда со всех концов страны и всей земли? Конечно, дух самобытности русского театра, его сила, яркость и глубина, которые ощущаются каждым человеком, хоть однажды переступившим знаменитый порог Большого театра. Зрители приходят сюда, чтобы полюбоваться роскошным, изящным и благородным интерьером, чтобы насладиться великим репертуаром, снискавшим славу не одно столетия назад и сумевшим пронести и сохранить ее сквозь века. На этой сцене блистали артисты с мировыми именами, это здание видело немало Великих (именно так, с большой буквы) Людей.

Большой театр всегда славился преемственностью своих традиций. Прошлое и будущее тесно переплетаются в этих стенах. Современные артисты перенимают опыт классического наследия, богатого эстетическими ценностями и пропитанного высокой духовностью. В свою очередь, знаменитые постановки прошлых лет оживают и наполняются новыми красками благодаря стараниям новых поколений артистов и режиссеров, каждый из которых вносит в развитие театра свою лепту. Таким образом, Большой театр ни на минуту не останавливается в своем творческом росте и шагает в ногу со временем, не забывая при этом о сохранении и приумножении великого творческого наследия.

Свыше 700 оперных и балетных спектаклей было поставлено на сцене Большого театра – начиная с 1825 года и заканчивая современностью – спектаклей, принадлежащих перу как отечественных, так и зарубежных композиторов. Всего это более 80 имен. Перечислим лишь некоторые из них. Это Чайковский и Рахманинов, Даргомыжский и Прокофьев, Щедрин и Хренников; это Верди, Берлиоз, Вагнер, Бетховен, Бриттен и многие, многие другие. А что говорить о спектаклях! Можно только восхищаться, ведь репертуарная история Большого театра содержит свыше 140 опер, среди которых «Риголетто» и «Травиата», «Мазепа» и «Евгений Онегин», «Фауст»… Многие из этих постановок и родились в Большом театре, и продолжают по сей день оставаться в репертуаре, пользуясь огромным успехом.

А знали ли вы, к примеру, что великий композитор П.И.Чайковский дебютировал как создатель музыки к опере и балету именно в Большом театре? Его первой оперой стал спектакль «Воевода» в 1869 году, а первым балетом – «Лебединое озеро» в 1877-ом. Именно на сцене Большого театра Чайковский впервые взял в руки дирижерскую палочку и продирижировал премьерной постановкой оперы «Черевички» в 1887 году. Самые известные оперы Джузеппе Верди первым показом в России также шли в Большом театре – это такие спектакли, как «Дон Карлос», «Риголетто» и «Травиата», «Бал-маскарад» и «Трубадур». Именно здесь свое «русское» рождение отпраздновали оперные произведения Гречанинова, Кюи, Аренского, Рубинштейна, Верстовского, Флотова, Тома, Бетховена и Вагнера.

Оперные спектакли Большого театра всегда были, есть и остаются средоточием самых талантливых исполнителей. Здесь блистали такие артисты, как «московский соловей» Александр Бантышев, первая исполнительница главных репертуарных партий Надежда Репина, великолепный Николай Лавров, отличавшийся уникальным даром сценического перевоплощения и необыкновенно красивым голосом, Павел Хохлов, вошедший в историю оперного искусства как первый Евгений Онегин профессиональной оперной сцены, а также лучший исполнитель роли Демона в истории русского оперного театра. Солистами Большого театра были Федор Шаляпин, Антонина Нежданова и Леонид Собинов, Ксения Держинская и Надежда Обухова, Елена Степанова, Сергей Лемешев, Валерия Барсова и Мария Максакова… Целая плеяда уникальных русских басов (Петров, Михайлов, Пирогов, Рейзен, Кривченя), баритонов (Лисициан, Иванов), теноров (Козловский, Ханаев, Нэлепп)…Да, Большому театру есть, чем гордиться, эти великие имена навсегда вписаны в историю, и во многом благодаря им прославился на весь мир наш знаменитый театр.

Издавна такой жанр, как опера, был предназначен для воплощения в музыкальных театрах, являя собой образец синтеза драматического и музыкального искусства. П.И.Чайковский утверждал, что вне сцены опера смысла не имеет. Творческий процесс всегда представляет собой рождение чего-то нового. Для музыкального искусства это означает работу в двух направлениях. Прежде всего, театр принимает участие в становлении искусства оперы, работает над созданием и сценическим воплощением новых произведений. А с другой стороны, театр неустанно возобновляет постановки опер – как классических, так и современных. Новый оперный спектакль – это не просто очередное воспроизведение партитуры и текста, это иное прочтение, иной взгляд на оперу, который зависит от многих факторов. К таким факторам относится и мировоззрение режиссера, и его образ жизни, и та эпоха, в период которой будет осуществляться постановка. Оперное произведение характеризуется как художественным, так и идейным прочтением. Это прочтение диктует особенности стиля исполнения. Джузеппе Верди, прославленный оперный реформатор, писал, что без осмысленного толкования невозможен успех оперы, без уверенного и «благоговейного» толкования оперу не спасет даже прекрасная музыка.

Почему одна и та же опера может ставиться несколько раз, в разных театрах, совершенно разными режиссерами? Потому что это классика, которая не теряет своей актуальности в любую эпоху, которая для каждого нового поколения может оказаться плодотворным и богатым творческим материалом. Большой театр, в свою очередь, славится интересом к современным произведениям оперного искусства, отражающим веяния постмодернистской эпохи. Современные композиторы обогащают репертуар Большого театра новыми операми, многие из которых занимают в репертуаре почетное место и заслуживают любовь и уважение публики.

Сценическое воплощение современной оперы – нелегкая работа для театра. Ведь оперный спектакль, как мы уже отмечали выше, является сложным драматургическим комплексом. Между театром и музыкой должна сложиться прочная и органичная взаимосвязь, неповторимая для каждой интерпретации. Оперные театры зачастую сотрудничают с композиторами, чтобы помочь им в завершении и улучшении своих произведений. Образцом для демонстрации успешного результата такого рода сотрудничества может послужить опера И.Дзержинского «Судьба человека», поставленная на сцене Большого театра в 1961 году.

Сначала композитор принес свое произведение для прослушивания, а затем ему предложили создать новую музыку для образов главных персонажей – к примеру, для Зинки. Улучшенная и доработанная по рекомендации театра партитура помогла сделать этот образ более живым, ярким, глубоким по смыслу.

Нередко произведения современных композиторов наталкиваются на стену непонимания и предубежденного отношения со стороны деятелей музыкального театра. Надо отметить, что порой действительно экстравагантные эксперименты не идут на пользу искусству. Но однозначно правильного взгляда на процесс развития оперы нет и быть не может. Для примера – еще в далеком 1913-ом Сергей Прокофьев получил от С.Дягилева совет – не писать музыку для оперы, а обратиться исключительно к балету. Дягилев аргументировал это тем, что опера умирает, а балет, напротив, расцветает. И что же мы видим спустя почти столетие? Что многие оперные партитуры Прокофьева могут конкурировать по насыщенности, мелодичности, красоте с лучшими классическими произведениями этого жанра.

В создании оперного спектакля принимают участие не только композитор и либреттист, но также и сам театр, в котором будет этот спектакль ставиться. Ведь именно на сцене опера получает свое второе рождение, приобретает сценическое воплощение, наполняется зрительским восприятием. Традиции сценического исполнения сменяют друг друга, вместе с каждой новой эпохой непрестанно обогащаясь.

Главным героем музыкального театра выступает актер и певец. Он создает сценический образ, и в зависимости от интерпретации того или иного исполнителя зритель будет воспринимать тех или иных персонажей, познавая оперное искусство. Драма и музыка тесно связаны между собой, интерпретация исполнителя и герой оперы существуют неразрывно, музыкальное решение и сценическое действие неотделимы друг от друга. Каждый артист оперы – это создатель, творец.

На смену старым спектаклям приходят новые, репертуар Большого театра регулярно пополняется новыми именами артистов и новыми постановками. И каждая такая постановка воплощает очередной серьезный шаг великого театра на его знаменательном историческом пути. Этот путь наполнен бесконечными поисками и грандиозными свершениями и победами. Большой театр объединяет в себе величие прошлого, прогресс настоящего, достижения будущего. Современные поколения режиссеров, артистов, композиторов и либреттистов неизменно помогают Большому театру добиваться очередных высот в искусстве.

История Большого театра не менее интересна и величественна, чем постановки, живущие на его сцене. Здание театра, гордость нашей культуры, находится невдалеке от кремлевских стен, в самом центре столицы. Оно выполнено в классическом стиле, его черты и линии поражают монументальностью, торжественностью. Здесь можно увидеть белую колоннаду, а также знаменитую квадригу, украшающую фронтон здания. Здесь все масштабно и грандиозно – начиная от форм архитектурного ансамбля и заканчивая численностью коллектива. Зал выполнен в роскошном красном цвете и декорирован золотом, имеет пять ярусов, освещается великолепной огромной люстрой из хрусталя. Одновременно спектакль смотреть здесь могут более 2000 зрителей! Сцена также впечатляет своими размерами – 22 метра в глубину и 18 в ширину. Во время проведения опер с эпическим размахом сцена позволяет вмещать до 400 человек, и при этом они не будут чувствовать себя в тесноте. Коллектив Большого театра состоит из более чем 2000 служащих – это администрация, техперсонал, художественные работники и множество других квалифицированных специалистов. Множество как оперных, так и балетных спектаклей рождались на сцене Большого театра, и с тех пор, начиная со дня рождения Большого и заканчивая современностью, здесь было показано свыше 1000 премьер. А сейчас вы узнаете, как все начиналось…

Итак, перенесемся в далекий 1776 год. 17 мая столичным губернским прокурором П.Урусовым была получена правительственная привилегия. Она позволяла прокурору заниматься организацией театральных представлений, маскарадов и прочих увеселительных мероприятий. Урусову понадобился компаньон для работы, и этим компаньоном стал страстно влюбленный в театральное искусство англичанин М.Медокс – предприимчивый и умный человек. 17 мая 1776 года принято считать днем рождения московского профессионального театра. Первоначально театральная труппа состояла всего из 13 актеров, 9 актрис, 13 музыкантов, 4 танцовщиц, 3 танцоров и балетмейстера. Собственного помещения у коллектива не было, приходилось арендовать для проведения спектаклей дом графа Воронцова, расположенный на Знаменке.

Премьерное выступление состоялось в 1777 году – это была опера Д.Зорина «Перерождение». Впоследствии историк П.Арапов так высказывался об этой постановке: «Восьмого января было решено дать первую оперу, оригинальную…составлена она из русских песен. Называется «Перерождение». Дирекция очень переживала за исполнение оперы, и нарочно перед премьерой созвала публику, чтобы спросить ее разрешения. Несмотря на чрезмерные опасения, представление имело большой успех».

Спустя два года была представлена новая постановка – комическая опера «Мельник – колдун, обманщик и сват». В качестве либреттиста выступил А.Аблесимов, музыку написал М.Соколовский. Современники свидетельствовали, что пьеса пользовалась популярностью среди публики, была «играна» множество раз и всегда при полном аншлаге. И не только русская публика с удовольствием приходила посмотреть и послушать эту оперу, но иностранцы также почтили своим вниманием. Пожалуй, это первый русский оперный спектакль, снискавший такую мировую славу.

В газете «Московские ведомости» в 1780 году, 26 февраля, можно было прочитать объявление, извещающее о постройке собственного здания для театра. С этой целью был выбран просторный дом из камня, располагающийся на Большой Петровской улице, возле Кузнецкого моста. В объявлении также упоминалось, что обстановка внутри театра ожидается «наилучшая в своем роде». Компаньоны приобрели для постройки землю на правом берегу Неглинки. Довольно трудно вообразить сейчас, что на месте Большого театра когда-то находилась практически пустынная местность, периодически затопляемая рекой. По правому берегу реки проходила дорога, ведущая в Кремль из Новопетровского монастыря. Постепенно дорога исчезла, на ее месте была выстроена улица Петровская с торговыми рядами. Деревянная Москва часто горела, пожары уничтожали здания, вместо сгоревших домов строились новые. И даже после того как торговые лавки сменились каменными зданиями, время от времени в этих местах продолжали вспыхивать пожары… Здание театра возвели очень быстро – из камня, три этажа, тесовая крыша. Для строительства понадобилось пять месяцев – и это вместо пяти лет, отведенных в соответствии с правительственной привилегией. Затрачено на строительство было 130 тысяч серебряных рублей. Здание возводилось немецким архитектором Христианом Розбергом. Эту постройку нельзя было назвать красивой, но своими размерами она воистину поражала воображение. Фасад здания выходил на Петровскую улицу, и театр получил название Петровского.

В репертуар театра входили спектакли балетные, оперные, а также драматические постановки, но более всего публике нравились оперы. Благодаря этому Петровский театр вскоре приобрел второе, неофициальное название: «Оперный дом». В те времена театральный коллектив еще не подразделялся на артистов драмы и оперы – одни и те же лица фигурировали как в балете, так и в опере, и в драме. Интересный факт – Михаил Щепкин, принятый в труппу Петровского театра, начинал именно как оперный артист, принимал участие в постановках «Редкая вещь», «Несчастье от кареты». В 1822 году он исполнил партию Водовоза в одноименной опере Л.Керубини – эта роль навсегда стала одной из самых любимых ролей артиста. Павел Мочалов, знаменитый трагик, воплощал Гамлета и в то же время вел разговорную партию Вадима в опере А.Верстовского. И впоследствии, когда уже был построен Малый театр, сцена Большого театра продолжала изобиловать драматическими спектаклями, а также постановки с участием разноплановых актеров.

Полными сведениями о первом репертуаре Петровского театра история не располагает, но имеются данные, что на сцене театра шли оперы «Несчастье от кареты» В.Пашкевича, «Санкт-Петербургский гостиный двор», а также «Розанна и Любим» И.Керцелли. Репертуар в начале XIX столетия отличался разнообразием, но публика особенно привечала оперы К.Кавоса – «Мнимый невидимка», «Любовная почта» и «Казак-стихотворец». Что касается «Казака» - он более сорока лет не исчезал из театрального репертуара!

Постановки шли не ежедневно, в основном два или три раза в неделю. Зимой спектакли показывали чаще. За год театр давал порядка 80 спектаклей. В 1806 году Петровский театр получил статус государственного. Пожар 1805 года уничтожил то здание, о котором мы рассказывали выше. В результате коллектив был вынужден давать представления на самых разных московских площадках – это и Новый Арбатский театра, и дом Пашкова на Моховой, и дом Апраксина на Знаменке.

Профессор А.Михайлов тем временем занимался разработкой нового проекта для театра. Император Александр Первый утвердил проект в 1821 году. Строительство поручили архитектору О.Бове. В итоге на месте сгоревшего здания выросло новое – огромное и величественное, крупнейшее в Европе, оно было признано вторым по размеру после театра «Ла Скала» в Милане. Фасад театра, который назвали Большим за его масштабность, выходил на Театральную площадь.

В январе 1825 года, а именно – 17 января – вышел номер газеты «Московские ведомости», в котором рассказывалось о возведении нового здания театра. В статье о театре было отмечено, что событие это представляется для потомков как некое чудо, а для современников – как нечто совершенно изумительное. Событие это приближает Россию к Европе – достаточно лишь одного взгляда на Большой театр… Открытие Большого театра сопровождалось прологом Алябьева и Верстовского «Торжество муз», а также балетом Ф.Сора «Сандрильона». Покровитель муз Аполлон читал со сцены торжественные поэтичные строки, в которых страстно провозглашалось начало новых, счастливых времен доя России. «Горделивый чужеземец… позавидует в плодах обильных мира….смотрящий с завистью на наши знамена». Желающих увидеть своими глазами первую постановку в Большом театре было настолько много, что дирекции пришлось билеты продавать предварительно, избегая, таким образом, столпотворения в день премьеры. Несмотря на свои внушительные размеры, зрительный зал театра не мог вместить даже половину публики. Чтобы удовлетворить запросы зрителей и никого не обидеть, на следующий день спектакль был полностью повторен.

А.Верстовский, известный русский композитор, занимал в те годы должность инспектора музыки. Его личный вклад в становление отечественного оперного театра весьма велик. Впоследствии Верстовский стал инспектором репертуара, а после управляющим в Московской театральной конторе. Русская музыкальная драматургия получила при Верстовском свое развитие – все начиналось с небольших водевильных опер, а затем переросло в крупные оперные произведения романтического характера. Вершиной репертуара являлась опера «Аскольдова могила», принадлежащая перу самого Верстовского.

Оперы М.Глинки стали не просто колоссальным явлением в истории классической музыки вообще, но также значительным этапом в развитии именно Большого театра. Глинка по праву считается основателем отечественной классики. В 1842 году на новой сцене была поставлена его «героико-трагическая» опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), а в 1845-ом – опера «Руслан и Людмила». Оба этих произведения сыграли немаловажную роль в становлении традиций музыкального эпического жанра, а также в заложении основ собственного, русского оперного репертуара.

Достойными преемниками начинаний М.Глинки стали композиторы А.Серов и А.Даргомыжский. С оперой Даргомыжского «Русалка» публика познакомилась в 1859 году, а в 1865 году свет рампы увидела опера Серова «Юдифь». В 40-х годах появляется тенденция к исчезновению из репертуара Большого театра иностранных спектаклей, носящих преимущественно развлекательный и малосодержательный характер. Их вытесняют серьезные оперные постановки Обера, Моцарта, Доницетти, Беллини и Россини.

О пожаре в театре – случился он в 1853 году, 11 марта. Стояло морозное и пасмурное утро ранней весны. Пожар в здании вспыхнул мгновенно, причину установить не удалось. Огонь в считанные секунды объял все помещения театра, в том числе зрительный зал и сцену. За несколько часов дотла сгорели все деревянные конструкции, кроме нижнего этажа с буфетом, конторой и кассой, а также кроме боковых зал. Пламя пытались потушить в течение двух суток, а уже на третий день на месте театра остались только обгоревшие колонны и развалины стен. Множество ценных вещей погибло во время пожара – прекрасные костюмы, редкие декорации, дорогие музыкальные инструменты, часть собранной Верстовским нотной библиотеки, архив театральной труппы. Нанесенный театру урон оценили примерно в 10 миллионов серебряных рублей. Но не так страшны были материальные потери, сколько боль душевная. Очевидцы вспоминали, что на объятого пламенем гиганта было страшно и тягостно смотреть. Создавалось такое ощущение, что гибнет не здание, а близкий и любимый человек…

Довольно быстро начались восстановительные работы. Новое здание было решено возводить на месте сгоревшего. Тем временем труппа Большого театра давала спектакли в помещении театра Малого. 14 мая 1855 года утвердили проект нового здания и строительные леса заполнили площадь. Архитектором был назначен Альберт Кавос. На восстановление Большого театра потратили год и четыре месяца. Помните, мы говорили, что на пожарище сохранилась часть фасада и наружных стен? Кавос использовал их при постройке, а также не стал изменять планировку театра, лишь несколько увеличил высоту, слегка видоизменил пропорции и заново воссоздал декоративные элементы. Кавос был отлично знаком с архитектурными особенностями лучших европейских театров, прекрасно разбирался в технических аспектах устройства сцены и зрительного зала. Все эти знания помогли ему создать великолепное освещение, а также максимально оптимизировать оптику и акустику зала. Итак, новое здание выходило еще более грандиозным по размерам. Высота театра составляла уже 40 метров, а не 36; высота портика увеличилась на метр. А вот колонны немного уменьшились, но незначительно, всего на долю метра. В результате обновленный Большой театр побил самые смелые итальянские рекорды. К примеру, театр «Сан Карло» в Неаполе мог похвастаться шириной занавеса в 24 аршина, знаменитый миланский «Ла Скала» - 23 аршина, «Фениче» в Венеции – 20 аршин. А в Большом театре ширина занавеса составила 30 аршин! (1 аршин составляет чуть больше 71 сантиметра).

К сожалению, гордость архитектурной композиции Большого театра, алебастровая группа, возглавляемая Аполлоном, погибла в огне. Чтобы создать новую архитектурную группу, Кавос обратился к русскому скульптору Петру Клодту. Именно Петр Клодт – автор прославленных конных групп, украшающих в Петербурге мост через Фонтанку. Результатом работы скульптора стала квадрига с Аполлоном, получившая известность во всем мире. Квадригу отливали из сплава металлов и покрывали красной медью при помощи гальванизации. Новая архитектурная группа превзошла по размерам старую на полтора метра, ее высота теперь составляла 6,5 метров! Ансамбль разметили по коньку крыши портика на пьедестале и немного выдвинули вперед. Скульптура представляет собой расположенную в один ряд четверку коней, несущихся вскачь и впряженных в квадригу, в которой стоит и управляет ими бог Аполлон с лирой и в лавровом венке.

Почему именно Аполлон был выбран символом театра? Как известно из греческой мифологии, Аполлон является покровителем искусств – поэзии, пения, музыки. Античные строения зачастую украшались квадригами с подобными божествами. На фронтонах величественных зданий, как в России, так и Европе, можно было нередко увидеть такие квадриги.

Зрительный зал был оформлен не менее изысканно и роскошно. Сохранились записи архитектора Альберта Кавоса, в которых он упоминал о своей работе именно над зрительным залом Большого театра. Кавос писал, что стремился украшать зал пышно, однако не слишком вычурно, смешивая византийский стиль и легкий ренессанс. Главной гордостью зала стала великолепная люстра – декорированные хрусталем канделябры и светильники в три ряда. Не меньше восторженных отзывов заслужила и само внутренне убранство – драпировки в ложах насыщенного малинового цвета, украшенные золотыми узорами; преобладающий белый цвет повсюду, изысканные арабески на всех этажах. Лепниной барьеров и резьбой занимался мастер Ахт со своими братьями, скульптурные работы выполнял Шварц, живопись на стенах создана рукой академика Титова. Плафон в зрительном зале также расписывал Титов. Эта конструкция уникальна, она занимает около 1000 квадратных метров и выполнена в тематике «Аполлон и музы – покровительницы искусств».

Согласно древнегреческой легенде, бог Аполлон весной и летом выходил на высокий Парнас и на лесистые склоны Геликона, чтобы водить хоровод с музами, коих, как известно, было девять. Музы являются дочерьми Мнемозины и верховного бога Зевса. Они юны и прекрасны. Аполлон играет на золотой кифаре, а музы поют стройным хором. Каждая муза покровительствует определенному виду искусства, и у каждой из них есть свой предмет, символизирующий этот вид искусства. Каллиопа отвечает за эпическую поэзию, играет на флейте; Евтерпа тоже играет на флейте, но также читает книгу – она покровительствует поэзии лирической. Еще одна покровительница поэзии – Эрато – отвечает за любовные стихотворения, и в руках у нее лира. Мельпомена несет меч, она муза трагедии. Талия отвечает за комедию и держит изящную маску, Терпсихора, муза танца, несет тимпан. Клио является музой истории, ее вечный спутник – папирус. Отвечающая за астрономию муза Урания не расстается с глобусом. Девятая сестра и муза, Полигимния, призвана покровительствовать священным гимнам, но художники изображают ее как музу живописи, с красками и кистью. При появлении Аполлона и девяти муз на Олимпе воцаряется благостная тишина, Зевс перестает метать грозные молнии и боги танцуют под волшебные мелодии Аполлоновой кифары.

Занавес – еще одна достопримечательность Большого театра. Это настоящее произведение искусства, которое было создано Козрое-Дузи, профессором живописи из Венеции. В итальянских театрах было принято на занавесе изображать какой-либо эпизод из жизни города, и для Большого театра, согласно этой же традиции, выбрали 1612 год – а именно, эпизод, когда москвичи с хлебом-солью встречают освободителей, воинов во главе с Мининым и Пожарским. Сорок лет занавес с этой картиной украшал знаменитую сцену. В дальнейшем занавесы в Большом театре менялись не единожды. В 30-х годах прошлого века художником Ф.Федоровским был разработан проект занавеса, изображающий три исторические даты – 1871, 1905 и 1917 года (первая дата – Парижская Коммуна, вторая дата – первая революция в России, третья дата – Октябрьская революция). Это злободневное оформление сохранялось в течение пятнадцати лет. Затем в связи с общей изношенностью занавеса было принято решение оставить общий стиль, но при этом усилить политическую тематику. Задача реконструировать занавес была возложена на художника М.Петровского, шел 1955 год. Петровский в своей работе ориентировался на первоначальные эскизы Федоровского.

Сложным орнаментом был украшен обновленный занавес театра. В оформлении использовалось изображение алого стяга и надписи «СССР», была добавлена фраза «Славься, славься, родная земля!», а также изображение лиры, золотой звезды; конечно, не обошлось без знаменитой советской эмблемы серп и молот, символизирующей плодородие и труд. В качестве материала для занавеса был выбран шелк с пущенной по нему золотой нитью. Площадь занавеса составила приблизительно 500 квадратных метров, а его масса превышала тонну.

Но вернемся в XIX век, в период восстановительных работ, возглавляемых архитектором Кавосом. Работы эти были завершены в 1856 году, и 20 августа в присутствии царских особ состоялось торжественное открытие Большого театра. Итальянская труппа исполнила оперу «Пуритане» В.Беллини.

Тот внешний и внутренний облик, который Большой театр приобрел в 1856 году, с некоторыми изменениями сохранился до наших дней. Здание, в котором расположен Большой театр, по праву считается шедевром русского классического зодчества, исторической и культурной достопримечательностью, образцом классической архитектуры, одним из красивейших театральных зданий в мире.

Композитор Сергей Рахманинов писал: «Вы когда-нибудь видели на снимках Московский Большой театр? Это здание великолепно и грандиозно. Большой театр располагается на площади, которая прежде называлась Театральной, поскольку здесь же находился еще один театр, Императорский, прославившийся своими драматическими спектаклями. Последний театр по размерам уступает первому. Согласно размерам, театры назвали соответственно Большой и Малый».

В течение довольно продолжительного времени Большой театр являлся подведомственным Дирекции императорских театров культурным заведением. Оркестр возглавляли люди случайные, которых мало интересовало музыкальное содержание постановок. Эти «руководители» безжалостно вычеркивали целые эпизоды из партитур, басовые и баритоновые партии переделывали для теноров, а теноровые – для басов и т.п. К примеру, в опере К.Вебера «Волшебный стрелок» партию Каспара настолько изуродовали и сократили, что она превратилась в драматическую. Чтобы снискать успех у зрительской аудитории, поднимали старые популярные постановки. Ф.Кокошкин, директор Московских императорских театров, в 1827 году составил отчет, в котором упоминал следующее – он должен был поставить «привлекательные» спектакли в репертуар Большого театра, чтобы ликвидировать «недобор в доходах»; и ему это удалось – опера «Невидимка» обеспечила внушительные сборы.

Бюджет русской оперы того периода был весьма ограничен. Новые костюмы не шили, новые декорации не строили, удовлетворяясь старыми запасами. Даже парадную оперу Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») исполняли в старых декорациях и костюмах до тех пор, пока они полностью не превратились в лохмотья. Бросалась в глаза скудность сценической обстановки, особенно в сравнении с Петербургским театром. В Петербурге в 1860-х годах полностью обновили декоративные принципы и стали оформлять спектакли с невиданным размахом.

Вторая половина XIX века принесла с собой некоторые перемены к лучшему. Изменения начались с приходом в театр в 1880-х годах двух талантливых музыкантов – И.Альтани, занявшего пост главного дирижера и У.Авранека, получившего должность второго дирижера и главного хормейстера. Численность оркестра достигла 100 человек, хора – 120 человек. Эти годы характеризуются расцветом музыкального искусства в России в целом, который был неразрывно связан с внушительным подъемом общественной жизни. Подъем этот обусловил прогресс во всех областях культуры, не только в музыке. Лучшие классические оперные произведения создавались в ту эпоху; они составили в дальнейшем базу отечественного оперного репертуара, его достояние и гордость.

Музыкально-сценическое искусство достигло небывалого подъема в начале века двадцатого. Оперный коллектив Большого театра обогатился гениальными певцами, впоследствии прославившими театр на весь мир – это Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова. Дебют Собинова состоялся в 1897 году в опере А.Рубинштейна «Демон», где будущий великий певец исполнил партию Синодала. Имя Федора Шаляпина зазвучало в 1899 году, когда публика впервые увидела его на оперной сцене в роли Мефистофеля, в спектакле «Фауст». Антонина Нежданова в 1902 году, еще будучи студенткой Московской консерватории, блестяще выступила в опере М.Глинки «жизнь за царя» в роли Антониды. Шаляпин, Собинов и Нежданова являются настоящими бриллиантами в оперной истории Большого театра. Они застали прекрасного исполнителя, Павла Хохлова, лучшего в роли Демона и создателя сценического образа Евгения Онегина.

Помимо обогащения коллектива талантливыми исполнителями, обогащается в начале двадцатого века и репертуар театра. В него включаются грандиозные и значительные в художественном смысле спектакли. В 1901 году, 10 октября, выходит опера Римского-Корсакова «Псковитянка», в которой партию Ивана Грозного ведет Федор Шаляпин. В том же 1901-ом году свет рампы увидела опера «Моцарт и Сальери», в 1905-ом – «Пан-воевода». В 1904 году вниманию публики Большого театра была представлена новая версия прославленной оперы «Жизнь за царя», в которой принимали участие молодые «звезды» труппы – Шаляпин и Нежданова. Отечественная оперная классика пополнилась также произведениями М.Мусоргского «Хованщина», Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (1913) и «Царская невеста» (1916). Не забывали в Большом театре и о постановках замечательных зарубежных композиторов, на его сцене в те годы ставились оперы Д.Пуччини, П.Масканьи, Р.Леонкавалло, а также оперный цикл Р.Вагнера.

Сергей Рахманинов сотрудничал с Большим театром плодотворно и успешно, показал себя не только как гениальный композитор, но также и как талантливый дирижер. В его творчестве высокий профессионализм, мастерство в огранке исполнения сочетались с мощным темпераментом, способностью тонко чувствовать стиль. Произведения Рахманинова значительно повысили качество русской оперной музыки. Отметим также, что с именем этого композитора связано изменение в месторасположении дирижерского пульта на сцене. Прежде дирижер должен был располагаться спиной к оркестру, лицом к сцене, возле рампы; теперь он стоял так, что мог видеть и сцену, и оркестр.

Отдельного внимания заслуживает великолепный и высокопрофессиональный оркестр Большого театра, а также его не менее профессиональный хор. В течение 25-ти лет оркестром руководил Вячеслав Сук, а хоровым коллективом – Ульрих Авранек, дирижер и хормейстер. Спектакли театра оформляли художники Василий Поленов, Александр Головин, Константин Коровин и Аполлинарий Васнецов. Именно благодаря их творчеству постановки приобретали красочный, образный, величественный вид.
Рубеж столетий принес с собой не только достижения, но и проблемы. В частности, обострились противоречия между политикой, которую вела Дирекция императорских театров, и художественными планами творческих театральных сил. Деятельность Дирекции носила характер технической отсталости и рутинности, по-прежнему ориентировалась на постановочный опыт императорских сцен. Этот конфликт привел к тому, что Большой театр периодически выпадал из культурной жизни столицы, уступая пальму первенства Оперному театру С.Зимина и Частной опере С.Мамонтова.

Но крах императорских театров был не за горами. Последнее выступление старого формата в Большом театре прошло в 1917 году, 28 февраля. А уже 2 марта в расписании театра можно было увидеть следующую запись: «Бескровная революция. Спектакля нет». 13 марта состоялось официальное открытие Государственного Большого театра.

Деятельность Большого театра возобновилась, но ненадолго. Октябрьские события заставили прервать спектакли. Последний спектакль мирного периода – это была опера А.Делиба «Лакме» - был дан 27 октября. А затем начались вооруженные восстания…

Первый сезон после Октябрьской революции был открыт 8 ноября 1917 года общим решением коллектива Большого театра. А 21 ноября на сцене театра состоялось представление – опера Д.Верди «Аида» под руководством Вячеслава Сука. Партию Аиды исполняла Ксения Держинская. 3 декабря вышла в свет опера К.Сен-Санса «Самсон и Далила», ставшая премьерой сезона. В ней принимали участие Надежда Обухова и Игнацы Дыгас.

7 декабря 1919 года вышло распоряжение А.Луначарского, народного комиссара просвещения, согласно которому Мариинский, Михайловский и Александровский театры в Петрограде, а также Большой и Малый театры в Москве надлежало впредь именовать «Государственными академическими». В течение нескольких последующих лет судьба Большого театра оставалась предметом острых споров и напряженных дискуссий. Одни были уверены в том, что театр превратится в средоточие музыкальных сил социалистического искусства. Другие утверждали, что Большой театр не имеет перспектив для развития и не может быть преобразован в соответствии с наступившей эпохой. А это было тяжелое для страны время – голод, топливный кризис, разруха и гражданская война. Периодически поднимался вопрос о закрытии Большого театра, ставилась под сомнение необходимость его существования, предлагалось уничтожить театр как цитадель «косного» академизма.
После Октябрьской революции активное распространение получили также теории «отмирания жанры оперы», возникшие еще в начале двадцатого столетия.

Пролеткультовцы рьяно утверждали, что опера – вид искусства с «отрицательным багажом» и не нужна советскому человеку. В частности, предлагалось изъять из репертуара Большого театра постановку «Снегурочка», поскольку одним из ее центральных персонажей является полумонарх-полубог (Берендей), а такое было недопустимо. Вообще все оперы композитора Римского-Корсакова не устраивали пролеткультовцев. Также они яростно нападали на «Травиату» и «Аиду» Джузеппе Верди, да и на другие его произведения. Оперу в те годы защищали прогрессивные интеллигенты, которых возглавил А.Луначарский. Интеллигенция активно и самоотверженно боролась за сохранение классического оперного репертуара, за недопущение к постановкам нигилистических пролеткультовских спектаклей. Луначарский смело критиковал вульгаризаторские идеи, выступал против нападок на «Аиду» и «Травиату», аргументировал это тем, что многие члены партии любят эти оперы. Вскоре после революции Луначарский от имени Ленина обратился к театральному руководству с просьбой разработать интересные мероприятия для привлечения творческой интеллигенции к просвещению. Большой театр откликнулся на эту просьбу циклом симфонических оркестров, не сходивших со сцены – ни много ни мало – пять лет. Эти концерты состояли из классических произведений, как русских, так и зарубежных. Каждое выступление сопровождалось пояснительной лекцией. Сам Луначарский принимал участие в этих концертах как лектор, называл их «лучшим явлением в музыкальной жизни столицы 20-х годов XX века». Проводились эти мероприятия в зрительном зале. Снимали барьер, который отгораживал зал от оркестровой ямы, располагая струнную группу на специально приспособленных станках. Первый концерт цикла состоялся в 1919 году, 4 мая. Зал был переполнен. Звучали произведения Вагнера, Бетховена и Баха, дирижировал оркестром С.Кусевицкий.

Симфонические концерты в Большом театре проводились по воскресеньям, с утра. В дальнейшем в программу включались произведения Листа и Моцарта, Чайковского, Скрябина и Рахманинова, а дирижировали оркестром Эмиль Купер, Вячеслав Сук, Оскар Фрид и Бруно Вальтер. А композитор Александр Глазунов дирижировал оркестром самостоятельно при исполнении своих произведений.

Для публики в начале 1920-х годов в Большом театре открыли концертный зал, который был впоследствии признан одним из самых акустически грамотно выстроенных, изящных и утонченных залов Москвы. Ныне этот зал носит название Бетховенского. Бывшее императорское фойе для широкой публики в дореволюционные годы было недоступно. Лишь немногим счастливчикам удавалось увидеть его роскошные стены, декорированные шелком, украшенным вышивкой ручной работы; его потрясающей красоты потолок с лепниной в стиле Старой Италии; его богатые бронзовые люстры. В 1895 году был создан этот зал как произведение искусства, и в таком неизменном виде он дошел до наших дней. В 1920 году солист Большого театра В.Кубацкий предложил поставить в зале несколько сотен стульев и соорудить компактную эстраду, на которой стали проводиться инструментальные вечера и камерные концерты.

В 1921 году, а именно 18 февраля, состоялась торжественная церемония открытия нового концертного зала в Большом театре. Церемонию приурочили к 150-летию со дня рождения гениального композитора, Людвига ван Бетховена. Луначарский выступал на открытии зала и произнес речь, в которой отметил, что Бетховен «стремящейся к коммунизму» «народной» России очень дорог и особенно нужен… после этого зал стали именовать Бетховенским. Спустя много лет, в 1965 году, здесь будет установлен бюст Бетховена работы скульптора П.Шапиро.

Итак, Бетховенский зал стал местом проведения концертов камерной музыки. Здесь выступали прославленные инструменталисты и исполнители – Надежда Обухова, Константин Игумнов, Святослав Кнушевицкий, Вера Дулова, Антонина Нежданова, Эгон Петри, Исай Добровейн, Ксения Эрдели и многие другие. Музыкальная Москва стала неразрывно связана с Бетховенским залом Большого театра… так продолжалось до периода Второй Мировой войны. Зал закрыли, и в течение почти двух десятилетий для публики он было недоступен. Второе открытие состоялось в 1978 году, 25 марта. Распахнулись двери знаменитого зала, и публика вновь смогла посещать субботние дневные концерты, почти каждый из которых становился настоящим событием в столичной музыкальной жизни.

Отметим, что в 1920-х годах в Большом театре была установлена уникальная звонница, аналогов которой не существует во всем мире. Она была собрана звонарем А.Кусакиным по всей России; к слову, именно Кусакин на протяжении многих лет являлся единственным исполнителем колокольного звона в театральных постановках. Колокола подбирались, исходя из тональных характеристик, их численность достигает сорока. Вес самого крупного колокола превышает пять тонн при почти трехметровом диаметре; диаметр самого малого колокола составляет 20 сантиметров. Настоящий колокольный звон можем услышать мы на оперных спектаклях «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов» и других.

Вторая сцена активно была задействована в постановках Большого театра, начиная с конца XIX столетия. Осенью 1898 года состоялось открытие императорского Нового театра в помещении театра Шелапутинского (ныне он известен как Центральный детский театр). Здесь вплоть до осени года 1907-го молодые артисты Большого и Малого театров давали спектакли. В 1922 году, 8 января, Новый театр был вновь открыт оперой «Севильский цирюльник» Д.Россини. Летом 1924 года труппа Большого театра в последний раз выступила на этой сцене. В сентябре того же года был открыт Экспериментальный театр – он располагался в бывшем Оперном театре С.Зимина (сейчас мы знаем его как Московский театр оперетты). На открытии прозвучала опера «Трильби» А.Юрасовского. Сентябрь оказался богатым на открытия месяцем – в 1928 году в этом месяце начались представления Второго ГАТОБа. В период с июня 1930 по декабрь 1959 года здесь работал филиал Большого театра. За этот период свет рампы увидели 19 балетных и 57 оперных постановок.

В 1961 году труппа Большого театра получила в свое распоряжение помещение, принадлежавшее Кремлевскому Дворцу съездов. Каждый вечер более шести тысяч зрителей заполняли зал, в сезон выходило свыше 200 спектаклей. Работа Большого театра в этом здании была закончена в 1989 году, 2 мая, оперой «Трубадур» Джузеппе Верди.

Вернемся в 20-е годы – хотя время было тяжелое и для творческой работы условия являлись крайне суровыми, из репертуара Большого театра не выходили серьезные произведения Римского-Корсакова, Глинки, Мусоргского, Даргомыжского, Чайковского и Бородина. Руководство театра всячески стремилось знакомить публику с прославленными операми также и зарубежных композиторов. Здесь впервые российская публика увидела «Саломею», «Чио-Чио-Сан» (1925), «Флорию Тоску» (1930), «Свадьбу Фигаро» (1926). Сценическое воплощение современных опер занимало коллектив Большого театра, начиная именно с годов 1920-х. Премьера оперы Юрасовского «Трильби» состоялась в 1924-ом, в 1927-ом занавес поднялся для оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В течение пяти лет (до 1930 года) Большой театр выпустил 14 балетов и опер современных композиторов. Этим произведениям была уготована разная сценическая судьба – некоторые выходили всего пару раз, другие продержались несколько сезонов, а отдельные оперы продолжают радовать публику по сей день. Современный репертуар, впрочем, отличался текучестью по причине сложности творческих поисков молодых композиторов. Не всегда эти эксперименты становились успешными. В 1930-х годах ситуация изменилась – стали появляться одна за другой оперы Глиэра, Асафьева, Шостаковича. Мастерство исполнителей и авторов обогащалось взаимно и плодотворно. Обновленный репертуар воспитывал новых артистов. Богатые возможности молодых исполнителей позволяли композиторам и драматургам расширить диапазон творческих поисков. Нельзя не отметить в этой связи оперу «Леди Макбет Мценского уезда», принадлежащую перу великого композитора Дмитрия Шостаковича. Она была поставлена на сцене Большого театра в 1935 году. Также немаловажное значение имели так называемые «песенные» оперы известного автора И.Дзержинского – это «Тихий Дон» (1936) и «Поднятая целина» (1937).

Началась Великая Отечественная война, и работу театра в стационаре пришлось приостановить. Труппа была эвакуирована в Куйбышев (Самара) приказом правительства от 14 октября 1941 года. Здание осталось пустым… Почти два года проработал Большой театр в эвакуации. Поначалу зрители, приходившие в Дворец культуры имени Куйбышева, видели только отдельные концертные программы в исполнении артистов оркестра, балеты и оперы, но зимой 1941 года начались полноценные спектакли – «Травиата» Верди, «Лебединое озеро» Чайковского. В репертуаре коллектива Большого театра в 1943 году в Куйбышеве значилось девять опер и пять балетных постановок. А в 1942 году, 5 марта, здесь в исполнении оркестра Большого театра под управлением С.Самосуда прозвучала впервые в стране Седьмая Симфония Шостаковича. Это музыкальное событие стало знаменательным в культуре как России, так и всего мира.

Однако следует упомянуть, что в тыл отправились не все артисты, некоторые остались в Москве. Часть труппы продолжала выступать в филиальном помещении. Действие нередко прерывалось воздушными атаками, зрителям приходилось спускаться в бомбоубежище, но спектакль неизменно продолжался после сигнала отбоя тревоги. В 1941 году, 28 октября, на здание Большого театра была сброшена бомба. Она разрушила стену фасада и взорвалась в фойе. Долгое время театр, закрытый маскировочной сетью, казался заброшенным навсегда. Но на самом деле внутри его активно шли восстановительные и ремонтные работы. Зимой 1942 года группа художников, возглавляемая П.Кориным, приступила к реставрации внутреннего оформления театра, и в 1943 году, 26 сентября, работа на основной сцене была возобновлена одной из любимейших опер – «Иван Сусанин» М.Глинки.

Шли годы, театр продолжал развиваться и совершенствоваться. В 1960-х здесь открылся новый репетиционный зал, который расположили на верхнем этаже, практически под самой крышей. Форма и размеры новой площадки не уступали игровой сцене. В прилегающем зале нашлось место для оркестровой ямы и обширного амфитеатра, в котором традиционно находятся музыканты, артисты, балетмейстеры, художники и, конечно, режиссеры.

В 1975 году готовились к масштабному празднику в честь 200-летия основания театра. Реставраторы потрудились на славу – обновили позолоту, резьбу и лепнину в зрительном зале, восстановили прежнее бело-золотое оформление, прятавшееся под слоями краски. 60 000 листов сусального золота потребовалось для того, чтобы вернуть барьерам лож царственный блеск. Ложи также декорировали тканью темно-красного цвета. Сняли роскошную люстру, тщательно вычистили хрусталь и отремонтировали небольшие поломки. Люстра вернулась под потолок зрительного зала Большого театра в еще более великолепном виде, засияла всеми 288 лампами.

После реставрации зрительный зал самого главного театра страны вновь стал напоминать сотканный из золота, снега, огненных лучей и пурпура золотой шатер.
Послевоенное время для Большого театра было отмечено появлением новых постановок опер отечественных композиторов – это и «Евгений Онегин» (1944) и «Борис Годунов» (1948) и «Хованщина» (1950), также «Садко» (1949), «Сказание о граде Китеже», «Млада», «Золотой петушок», «Руслан и Людмила», «Ночь перед Рождеством». Отдавая дань уважения творческому наследию чешских, польских, словацких и венгерских композиторов Большой театр добавил в репертуар оперные произведения «Проданная невеста» (1948), «Галька» (1949), «Ее падчерица» (1958), «Банк бан» (1959). Не забывали в Большом театре и о постановках зарубежных опер, на сцене вновь появились «Аида», «Отелло» и «Фальстафа», «Тоска», «Фиделио» и «Фра-Дьяволо». Впоследствии репертуар Большого театра обогатился такими редкими произведениями, как «Ифигения в Авлиде» (1983, К.Глюк), «Юлий Цезарь» (1979, Г.Гендель), «Прекрасная мельничиха» (1986, Д.Паизиелло), «Испанский час» (1978, М.Равель).

Сценическое воплощение опер современных авторов в Большом театре отмечалось крупными успехами. С аншлагом прошла премьера оперы «Декабристы» Ю.Шапорина в 1953 году – великолепного музыкального произведения исторической тематики. Также афиша театра пестрела прекрасными операми Сергея Прокофьева – «Война и мир», «Игрок», «Семен Котко», «Обручение в монастыре».

Коллектив Большого театра осуществлял непрерывное и плодотворное сотрудничество с музыкальными деятелями зарубежных театров. К примеру, в 1957 году оркестром на опере «Укрощение строптивой» в Большом театре дирижировал чешский маэстро Зденек Халабала, в постановке оперного спектакля «Дон Карлос» принимал участие дирижер из Болгарии, Асен Найденов. Были приглашены немецкие режиссеры, Эрхард Фишер, Иоахим Херц, которые подготовили к постановкам оперы «Трубадур» Джузеппе Верди и «Летучий Голландец» Рихарда Вагнера. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в 1978 году на сцене Большого театра была поставлена венгерским режиссером Андрашем Мико. Николай Бенуа, художник из прославленного «Ла Скала», оформлял в Большом театре спектакли «Сон в летнюю ночь» (1965), «Бал-маскарад» (1979), «Мазепа» (1986).

Коллектив Большого театра по численности превосходит многие театральные коллективы мира, насчитывая свыше 900 артистов оркестра, хора, балета, оперы, мимического ансамбля. Одним из основных принципов деятельности Большого театра являлось право каждого артиста не быть обособленным, отдельным звеном, а входить в состав единого целого как его важная и неотъемлемая часть. Здесь сценическое действие и музыка тесно взаимосвязаны, они усиливают друг друга, приобретая особые психологические и эмоциональные свойства, способные оказывать сильное влияние на слушателей и зрителей.

Оркестр Большого театра – тоже повод для гордости. Его отличает высочайший профессионализм, безупречное чувство стиля, идеальная сыгранность и музыкальная культура. 250 артистов входят в состав оркестра, который исполняет богатейший репертуар, насыщенный произведениями зарубежной и русской оперной драматургии. Хор Большого театра состоит из 130 исполнителей. Это важнейший компонент каждой оперной постановки. Ансамбль характеризуется высоким мастерством, которое было отмечено во время французских гастролей Большого театра парижской прессой. В газете писали - ни один мировой оперный театр еще не знал такого, чтобы публика вызывала на бис хор. Но это случилось во время премьерного спектакля «Хованщина», исполняемого коллективом Большого театра в Париже. Зрители с восторгом рукоплескали и не успокоились, пока артисты хора не повторили на бис свой великолепный номер.

Также Большой театр может гордиться своим талантливым мимическим ансамблем, созданным еще в 1920-х годах. Основное предназначение ансамбля заключалось в участии в массовках, а также в исполнении индивидуальных игровых партий. 70 артистов работают в этом ансамбле, принимая участие в каждой постановке Большого театра, как балетной, так и оперной.
Спектакли Большого театра давно вошли в золотой фонд мирового оперного искусства. Большой театр во многом диктует всему миру дальнейшие пути сценического развития и прочтения классических произведений, а также успешно осваивает современные формы существования оперы и балета.

Легенды Большого.   Фотогалереи.  Отзывы о театре.  Как выглядит билет в Большой театр.  Публикации.