При неизменности хореографии и академической формы партии Одиллии Плисецкая вносит в нее все новые оттенки. От характера трактовки зависит резкость, упругость или платность движений, меняется выражение глаз, всего лица. Плисецкая танцует то наваждение, что слышится в музыке третьего акта. Ее Одиллия — олицетворение зла, подлинная антитеза Одетты. Зло, активно противостоящее не менее активному положительному началу. Для Плисецкой — это два различных образа, два различных женских характера. Одиллия — сильная, страстная, волевая, но разрушительная натура. В ее танце Плисецкая часто меняет ключ. Одиллия то сверкающая соблазнительница, то коварная и вкрадчивая волшебница, то надменно-холодная, резкая и жестокая, то по-змеиному мягкая, льстивая. Она отвлекает мысли принца от Одетты, нарочито (хотя и в другом, более остром характере) копируя ее движения, и лишь в злом блеске глаз вскрывается ее подлинное естество. А когда в музыке слышится тема Одетты и зло на мгновение отступает, Одиллия Плисецкой растерянно подбегает к отцу, как бы спрашивая: что делать? Ротбарт подбадривает Одиллию и требует, чтобы она продолжала танец обольщения.
Как Одетта Плисецкой — символ, эмблема добра, так Одиллия — эмблема зла, символ демонического начала. Не случайно об Одиллии — Плисецкой писали, что она напоминает фурию античных мифов, врывающуюся в мир чистых грез Одетты и Зигфрида. Исполнение партии блистательно. Но блеск технического мастерства, сложные комбинации туров, прыжки, напоминающие шпагат в воздухе, остановки в позе, необычайные по длительности и устойчивости, огромный шаг и целый фейерверк ослепительных движений в темпе аллегро — все это не виртуозные трюки, а характеристика образа.
Вот почему для балерины одинаково интересны и увлекательны обе партии «Лебединого озера» — мягкая, певучая Одетта и острая, динамичная Одиллия. Давно уже число спектаклей «Лебединого озера», в которых танцевала Плисецкая, перевалило за сотню. Много было памятных выступлений в присутствии выдающихся гостей. Но три запомнились особо. В юбилейные дни 175-летия Большого театра, в 1951 году, Майя Плисецкая поехала в Ленинград. На «Лебедином озере» (редакция К. М. Сергеева) с ее участием присутствовала А. Я. Ваганова. Балерина была в блистательной форме. В вариации па-де-де третьего акта она легко сделала с одного форса четыре пируэта.
На другой день, пригласив балерину посмотреть свой класс, Ваганова очень похвалила свою бывшую ученицу и дала ей ряд советов по спектаклю (Плисецкая записала их и бережно хранит эту запись). На следующий день она сама занималась в классе Вагановой — в последний раз. Агриппина Яковлевна с удовлетворением отметила, что Плисецкая помнит наставления, полученные более семи лет назад. Этот урок в мае 1951 года был одним из последних уроков профессора Вагановой. Вскоре она серьезно заболела, а в начале следующего сезона ее не стало.
Другой памятный спектакль «Лебединого озера» состоялся в том же юбилейном 1951 году. 6 января на сцене Большого театра Майя Плисецкая выступила в шестисотом спектакле «Лебединого озера», впервые поставленного на этой же сцене 20 февраля 1877 года. Все выдающиеся русские балерины выступали в партии Одетты—Одиллии. И вот честь танцевать юбилейный спектакль выпала молодой балерине Плисецкой. С особым волнением, блестяще, виртуозно танцевала она в этот вечер. А 20 октября 1965 года на сцене Большого театра состоялся тысячный спектакль «Лебединого озера», опять с участием Плисецкой в роли Одетты—Одиллии. В дни юбилея спектакля Плисецкая писала: «Лебединое озеро» сыграло в моей творческой жизни очень большую роль — ни один балет не шел так часто и ни один балет я не танцевала так много. — И далее, характеризуя особенности партии Одетты—Одиллии, Плисецкая продолжала: — В одном балете станцевать и сыграть две противоположные партии! Причем в последнем акте Одетта совсем иная, чем вначале. Так получаются три совершенно разных настроения... А дивная музыка Чайковского, в которой слышишь все, абсолютно все! И покой, и настороженность, и трепет волнения, и горе, и отчаяние, и любовь, и надежду, и злое упоение, и радость разрушения Одиллии, и проклятую насмешку Злого гения, и торжество!.. Мне очень радостно, что этот спектакль дожил до своего тысячного представления». И сколько бы ни было спектаклей «Лебединого озера» с Плисецкой, все они — чем-то другие, чем-то новые. Недаром главный балетмейстер Большого театра Ю. Н. Григорович писал о Плисецкой: «Эта балерина принадлежит к тем артистам, которые никогда не исполняют одну и ту же роль дважды одинаково. Каждый спектакль вносит в ее исполнение что-то новое: появляются какие-то новые акценты, детали, штрихи, что-то исполняется совсем иначе, нежели на предыдущем спектакле. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как бисирует М. Плисецкая «Умирающего лебедя» Сен-Санса, или сравнить два ее спектакля «Лебединое озеро».