Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Лебедь. Часть 1.

ПлисецкаяСтанцевать Одетту и Одиллию! Как давно она мечтала об этом. Еще в школе, девочкой, затаив дыхание, смотрела она «Лебединое озеро» с участием Марии Семеновой. Ее глубоко волновала мелодическая тема лебедей, поэтический музыкальный портрет Одетты и резко противопоставленная ему характерной Одиллии. И говорить нечего, что музыкально одаренная танцовщица уже давно xopoшо знала музыку «Лебединого озера». Знала она и «порядок» (последовательное танцев и движения, их образующие) партии Одетты—Одиллии — сколько раз она вся, от начала до конца, снилась ей по ночам, сколько раз дома, перед зеркалом, она танцевала Одетту. Говорили, что Майя Плисецкая одержима мечтой танцевать «Лебединое озеро». Сразу же после «Раймонды» Плисецкая стала готовить, снова под руководством Е. П. Гердт, «Лебединое озеро». Эта сложная партия требовала не только технически совершенного исполнения, но и глубокой драматической выразительности: зачарованная, трогательная и поэтическая девушка — то лебедь, то человек — Одетта первого акта; коварная, обольстительная Одиллия, лишь какими-то неуловимыми чертами похожая на нее; наконец, Одетта, познавшая страдание.

Музыкальная драматургия «Лебединого озера» обязывает балерину показать развитие характера Одетты — от пробуждения первой любви к страстному осознанию, от бурного нарастания чувств к трагической теме последнего акта к полному успокоения финалу. Нет для балерины труднее балета, чем «Лебединое озеро». Он требует безупречного владения всеми элементами, составляющими искусство классического танца. Он очень труден не только в техническом отношении, но и просто физически, так как неопытные танцовщицы, не умеющие распределить свои силы в трех очень напряженных актах, быстро «теряют дыхание».

К моменту начала работы над «Лебединым озером» Плисецкая достигла высшей ступени виртуозности, когда техника танца, само исполнение его становится легким, непринужденным, свободным, когда балерина, подчинившая себе технику, может сосредоточиться на лепке образа. 27 апреля 1947 года Плисецкая впервые станцевала «Лебединое озеро». Успех был несомненным, а она все еще не верила себе, что сбылась самая заветная ее мечта, и на другой день записала в дневнике: «После второго акта я еще сомневалась в том, что уже танцую «Лебединое озеро». О дебюте Плисецкой Р. Н. Симонов писал: «Про исполнение Майи Плисецкой в «Лебедином озере» нельзя сказать отдельно: «она хорошо танцует» или «она хорошо играет».

Ее исполнение — полное слияние хореографии, музыки и драматической игры. Она никого не копирует. У нее свой собственный артистический почерк. Она создает собственный, оригинальный образ. С большим искусством Майя Плисецкая использует на сцене свои природные данные: своеобразные линии танцевальных движений, радующие необычной красотой, большой шаг, стремительный и высокий прыжок, пластичность, выразительность рук».

А молодая балерина еще не была удовлетворена, чувствуя, что тот прилив, сил, какой она испытала после спектакля, позволяет ей танцевать сильнее, энергичнее, лучше. С техническими трудностями Плисецкая справилась легко. Исполнение ее отличалось чистотой и законченностью формы. Поражали ее почти скульптурные остановки, исключительная устойчивость. Изящная четкость мелких, «кружевных» движений сочеталась с чистотой и силой пируэтов, удивительной широтой и пластичностью больших туров по кругу. Движения как бы переливались одно в другое, создавая кантилену танца. Казалось, трудностей для балерины не существовало, наоборот, в трудном она находила особое упоение, танцевала еще непринужденнее и легче.

Продолжение...