Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Майя Плисецкая: Публикации

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Вот, например, пресловутые тридцать два фуэте. В этом балете Плисецкая исполняет их точно «сюр плас» (на одном месте), что является мерилом правильности этого труднейшего движения классической школы. Делает она тридцать два ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. По твердому убеждению самой балерины, никакие субреточные роли в комическом балетном репертуаре, то есть в «Тщетной предосторожности» или «Коппелии», ей не подходят, и она никогда за них не бралась. А в то же время ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Авторы нового либретто (В. Вайнонен и П. Маляревский) ставили перед собой цель вернуть «Конек-Горбунок» к истокам чудесной сказки Ершова. Это выдающееся произведение русской литературы настолько органически воспринималось читателем, ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Царевич поднимает высоко в руках яйцо со смертью Кащея, бросает его на землю, и рассыпается все Кащеево царство; оживают окаменелые царевичи, встречаются со своими невестами, а Иван-царевич объявляет царевну Ненаглядную Красу своей женой и царицей ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Много было раздумий у балетмейстера и художника, прежде чем они решили, что крыльев у Сюимбике не будет. Крылья у Сюимбике, как и у Одетты, — ее руки. Только движения их совсем иные. Трепещущие руки-крылья Сюимбике не походили на сильные взмахи ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В первой постановке Григоровича, когда Северьян по велению Хозяйки неумолимо погружался в землю, она не двигалась. Она стояла поодаль и колдовскими движениями рук как бы приковывала Северьяна к земле. А в постановке Большого театра Хозяйка — Плисецкая, ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6. В замечательной партитуре Прокофьева музыкальная характеристика Хозяйки Медной горы особенно красочна и позволяет балерине воплотить в танце сложный характер сказочного образа. Много испытаний пришлось вынести уральскому резчику Даниле, перед тем, как Хозяйка ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5. Начиная монолог, Лауренсия в пьесе обрушивалась на мужчин своей деревни с градом издевательств и насмешек. В танце основные моменты драматического монолога были переданы в преображенной хореографической форме. Лауренсия отталкивала отца, стоявшего перед ней, ...
Ранее: 1, 2, 3, 4. В финале другой вариации в первом акте Чабукиани поставил интересную комбинацию туров. Сами по себе эти вариации не представляли собой ничего нового — форма их оставалась строго академической. Но в такой именно последовательности туры ни в одном балете не встречались. ...
Ранее: 1, 2, 3. В Лауренсии Плисецкая получила наконец возможность проявить себя как актриса героического плана. Хореографическая драматургия балета заключала в себе нарастание, развитие и накал драматической борьбы, давала возможность артистке создать широкое полотно. Такой роли у нее еще ...
Ранее: 1, 2. Сквозная линия действия не прерывается ни на одну минуту с момента появления Заремы, когда она одним легким прыжком перелетает через лежащую у порога рабыню, до финала, когда Гирей, склонившись с кинжалом в руках над Заремой, готовой принять даже смерть из его рук, решает ...
Ранее: 1. Глубоким проникновением в психологию своей героини Плисецкая в значительной степени снимала внешне-экзотическое и «ориентальное». Как бы ни были выразительны и виртуозны танцы Заремы — Плисецкой, как бы ни сливались они с музыкой и ни поражали редкой красотой линий, ...
Как ведущая тональность советского балета, героическое проникало во многие образы, созданные на нашей балетной сцене, — образы, подчас непосредственно с героикой не связанные. Таким образом стала Зарема из «Бахчисарайского фонтана». Во всяком случае, так прочитала эту роль ...
Ранее: 1, 2, 3. В другом прыжке первого акта, в вариации Китри, мы с трудом узнаем знакомое движение «сиссонн», настолько оно видоизменилось. Балерина, сделав прыжок с двух ног и прогнув корпус, успевает задержать позу в воздухе. На последний музыкальный акцент руки с ...
Ранее: 1, 2. Часто зрительный зал дружно смеется в игровых, юмористических моментах первого акта, когда Китри с подружками водит за нос старого жениха, богатого гранда Гамаша, буквально издевается над ним, кокетничает с Базилем, обманывает родителей и притворно плачет, чтобы разжалобить ...
Ранее: 1. Еще в 1949 году Плисецкая танцевала в первом акте «Дон-Кихота» уличную танцовщицу. Нужно обладать яркой индивидуальностью, чтобы создать запоминающийся образ танцовщицы, увлеченной минутной встречей с тореадором. Плисецкая воплощала темпераментный, колоритный характер ...
Близко пришлось соприкоснуться Плисецкой и с оперной классикой, прежде всего русской. По незыблемому обычаю русского оперно-балетного театра танцам в операх уделяется большое внимание. В операх танцуют ведущие балерины и полный состав кордебалета. Танцы в операх ставят лучшие балетмейстеры, им ...
Долгое время «школой мастерства» считался и любимый когда-то зрителем «Конек-Горбунок» Ц. Пуни. Сценическая история этого балета очень своеобразна. Поставил «Конька-Горбунка» в 1864 году в Петербургском Большом театре французский балетмейстер Артур Сен-Леон, ...
Ранее: 1. Чтобы исполнить это ассамбле академически точно, нужно, взметнув ноги в сторону, сомкнуть их в нижней части ступней, еще находясь в воздухе. Недаром это движение называется «ассамбле», то есть «собранное», — действительно, ноги ...
«Жизель» Адана — один из любимых балетов Плисецкой. Она встретилась с ним впервые давно — еще в сезоне 1944/45 года. Сначала она исполняла партию одной из двух виллис. Эти партии обязательно исполняются солистками и требуют превосходной школы и безупречных линий. Это ...
Ранее: 1, 2, 3, 4. Когда танцует Плисецкая, зрителя не покидает ощущение необычайной легкости исполнения. И понимая всю сложность хореографической партитуры образа Авроры, тем более наслаждаешься точностью, красотой, светлой гармоничностью ее танца. Когда балерина появляется на сцене, ...
Ранее: 1, 2, 3. «Спящую красавицу» Плисецкая танцевала не очень охотно, и лучше всего она чувствовала себя в эмоционально насыщенной, элегической картине «Видения». Здесь фея Сирени силой своего волшебства показывала принцу его далекую мечту — спящую Аврору. ...
Ранее: 1, 2. В дальнейшем развитии музыкальной драматургии тема феи Сирени и контрастная ей тема злой Карабос (которую А. Мессерер первый поставил на пальцы) появляются неоднократно, и авторы постановки, там, где действие это позволяло, пытались вывести на сцену оба персонажа. Фея Сирени ...
Ранее: 1. Попытки нового решения «Спящей красавицы» стали предприниматься начиная с тридцатых годов. К этому времени советский балет сделал значительный скачок в своем развитии. Появились советские героические балеты. Неизмеримо возросла требовательность к либретто. Главную роль в ...
Чистоты танца, его совершенства Плисецкая добивалась с первых шагов на сцене. Она рано достигла безупречной техники. И хотя не в один год достигается синтез внешней формы и внутренней наполненности, от Плисецкой в театре сразу потребовали большего. Именно потому, что она с самого начала ...
Ранее: 1. Плисецкая выходит из самой глубины левой кулисы на мелких па-де-бурре спиной к зрительному залу. «Когда свет прожектора падает на белую пачку, обрамляющую ноги, которые как бы перестали быть человеческими еще до того, как начали двигаться, ее Умирающий лебедь — один во ...
Непосредственно к «Лебединому озеру», к романтически-возвышенной трактовке Одетты примыкает в творчестве Плисецкой «Умирающий лебедь». Этот балетный номер вошел в ее жизнь гораздо раньше «Лебединого озера". Девочке не было и шестнадцати лет, когда С. М. ...
Ранее: 1, 2, 3, 4. И все же те, первые, ранние спектакли «Лебединого озера», с их поисками, с радостями открытий, с взлетами осуществленной мечты навсегда остались самыми радостными и неповторимыми и для самой балерины и для ее зрителей. Об этом говорят многие из них. Вот что ...
Ранее: 1, 2, 3. При неизменности хореографии и академической формы партии Одиллии Плисецкая вносит в нее все новые оттенки. От характера трактовки зависит резкость, упругость или платность движений, меняется выражение глаз, всего лица. Плисецкая танцует то наваждение, что слышится в музыке ...
Ранее: 1, 2. Строгие черты Одетты — Плисецкой в сцене первой встречи с принцем Зигфридом еще выражают власть сковывающих ее чар. Когда Одетта выходит на берег под плеск воды, который Плисецкая ясно слышит в музыке и передает в танце, она — еще лебедь. Но вот Одетта видит человека. ...
Ранее: 1. С каждым спектаклем она усложняла задачи: если в вариации третьего акта обычно делается два пируэта, то она в недалеком будущем стала делать вместо двух — четыре. Обладая исключительной устойчивостью, она не раз подолгу задерживалась в позе арабеска в вариации второго акта. На ...
Станцевать Одетту и Одиллию! Как давно она мечтала об этом. Еще в школе, девочкой, затаив дыхание, смотрела она «Лебединое озеро» с участием Марии Семеновой. Ее глубоко волновала мелодическая тема лебедей, поэтический музыкальный портрет Одетты и резко противопоставленная ему ...
Ранее: 1, 2, 3. После дебюта в «Раймонде» Плисецкая завоевала ведущее положение среди молодых балерин Большого театра. Весь его коллектив радовался «рождению балерины», как единодушно назвали этот дебют. Молодая балерина пользовалась любовью и признанием зрителей. ...
Ранее: 1, 2. Этот выдержанный в стиле эпохи образ создан был, конечно, в результате длительного труда и изучения исторических материалов. По выражению Cимонова, Плисецкая показала себя не «концертанткой в костюме», а настоящей артисткой большого сценического обаяния. Правда, ...
Ранее: 1. Этот балет Глазунова возобновился в Большом театре в сезон 1945/46 года. Наряду с балетами Чайковского «Раймонда» — одно из немногих произведений Глазунова, написанных для хореографического воплощения, — является высшим Достижением русской симфонической ...
Отличительными особенностями прирожденной балерины всегда считались длинная, гибкая шея, небольшая, хорошо посаженная голова, покатая линия плеч, мягкие руки с округлыми локтями, стройная, сильная спина. Всем этим отличается Плисецкая. У нее удивительно пропорциональное тело, удлиненная ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Все эти партии «Лебединого озера» помогали молодой танцовщице постепенно осваивать его музыкальные и хореографические богатства, изучать, как бы «изнутри», эту жемчужину русской балетной классики. Вскоре состоялась встреча и с балетом ...
Ранее: 1, 2, 3, 4, 5. Совершенную технику Ваганова передавала своим ученицам не ради техники, она учила их прежде всего танцевать, а в каждом танце видеть свою задачу и определенный образ. Когда ученица Вагановой покидала школу и попадала на сцену, мастерство, приобретенное в вагановском ...
Ранее: 1, 2, 3, 4. Артистической практики для юной выпускницы на сцене филиала было много. Не хватало артистов балета — основная часть труппы была эвакуирована в Куйбышев, — и на учеников школы приходилась большая нагрузка. Вот почему случилось, что Плисецкая, будучи еще ...
Ранее: 1, 2, 3. Итак, в ведущей партии гран-па юная Плисецкая сумела показать не толы исключительную красоту поз и линий танца, не только технику, выделявшую ее среди учениц, которым до окончания училища оставалось еще два года, и нечто свое, особое. Это была большая природная ...
Ранее: 1, 2. Педагоги училища воспитывали в Плисецкой артистку. Ее окружал дружный коллектив. И если бы не эта здоровая, доброжелательная и творческая атмосфера, в которой росла Майя Плисецкая, судьба ее могла сложиться иначе. Большое горе постигло ее семью. В 1937 году, когда девочке ...
Ранее: 1. Первая исполненная ею на сцене роль — Русалочка в опере «Русалка» в самодеятельном спектакле на острове Шпицберген, где отец ее был консулом и главой советской угольной концессии. Часто во время скупого полярного лета ее видели танцующей на улице. Она участвовала и в ...
Это было в конце двадцатых годов. По одному из бульваров Москвы бежала взволнованная женщина. Она, задыхаясь, спрашивала: «Не видели вы девочку? Такую маленькую, рыженькую, трех лет? » — и, получив отрицательный ответ, бежала дальше. Вдали виднелась большая толпа. ...
Ранее: 1. Легким изменением рисунка движений, скульптурной позой она лепит разные, непохожие друг на друга образы. Способность Плисецкой к перевоплощению поистине удивительна. Проникая в самую сущность образа, она передает и его национальный характер — в «Хованщине» ей ...
Потухли огни огромной люстры, окруженной хороводом муз. Замер красный с золотом нарядный зрительный зал Большого театра. Дирижер балета Файер занял свое место. Полились звуки призывной лебединой песни. Сегодня идет «Лебединое озеро». Танцует Майя Плисецкая. Много ярких образов ...
Ранее: 1, 2. В снятом позднее фильме образ предстает уже значительно обогащенным, насыщенным новыми красками. Но и это не удовлетворило танцовщицу. Она продолжала неустанно работать над ролью, и результаты ее исканий не замедлили сказаться. Теперь Плисецкая пленяет не только красотой своих ...
Ранее: 1. Но самый ответственный экзамен был еще впереди. 27 апреля 1947 года состоялся дебют Майи Плисецкой в «Лебедином озере». Выступление в этом балете для каждой танцовщицы является решающим этапом в ее творческой жизни. Плисецкая завоевала репутацию одной из самых интересных ...
Однако, если дарование Плисецкой было очевидным, то характер этого дарования определился не сразу. В школе долгое время казалось, что из нее получится танцовщица сугубо лирического плана. Природное изящество Плисецкой и превосходные внешние данные (большой шаг, чрезвычайно выразительные руки, ...