Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 12)

Ранее: 1... 9, 10, 11.

Все, кто работал с В. И. Сук, высоко ценили его как чуткого и вдумчивого педагога. Об этом в один голос говорят артисты оркестра. «Работа с В. И. Сук, — утверждает заслуженная артистка Эрдели,— была даже для опытных музыкантов высшей школой оркестровой игры». «О Вячеславе Ивановиче я могу сказать,— подтверждает артист Николаевский,— что он всегда был для меня учителем, у которого я в буквальном смысле слова учился играть». «Вячеслав Иванович не только дирижер, но и педагог,— развивает ту же мысль артист Яновский. — Все игравшие под его руководством становились, благодаря его указаниям и наставлениям, настоящими мастерами своего дела». «Ни одна консерватория, ни один профессор,— обобщает артист Баршай,— не может дать в смысл? ансамблевого музыкального воспитания и развития столько, сколько дает хороший дирижер-художник, каким был Вячеслав Иванович. Под его руководством развилась целая плеяда музыкантов, которые научились у него — великого мастера и учителя — по-настоящему исполнять произведения прославленных композиторов».

Таким же серьезным и умным воспитателем помнят Вячеслава Ивановича работавшие с ним певцы. К каждому Вячеслав Иванович подходил с учетом присущих именно этому певцу особенностей, стремясь оттенить его достоинства и сгладить недостатки. Так, дирижируя «Русланом», Вячеслав Иванович создавал все необходимые условия для тою, чтобы исполнявший заглавную партию Григорий Пирогов мог в знаменитом каноне заворожить слушателей своим безупречным пианиссимо. Соединенными усилиями певец и дирижер добивались того, что воздушное пианиссимо солиста и оркестра, отчетливо слышимое во всех ярусах и уголках зрительного зала, по легкости напоминало,— говоря словами Л. Ф. Савранского,— «еле уловимое дуновение летнего ветерка». Высоко ценя Григория Пирогова как подлинного мастера кантилены, мастера «бельканто», В. И. Сук занимает его и в «Валькириях» (Вотан), и в «Пиковой даме» (Томский), и в «Онегине» (Гремин). Однако когда возникает необходимость поручить Григорию Пирогову партию Додона в «Золотом петушке», В. И. Сук колеблется. Ему кажется, что в этой характерной и своеобразной партии Григорий Пирогов с его красивым и благородным по тембру голосом будет не на месте.

После нескольких уроков Вячеслав Иванович убеждается в богатстве тембровой палитры высокоодаренного певца, сумевшего придать самому звуку в партии Додона тот «дурацкий» колорит, который предусмотрел для нее композитор. После этого Вячеслав Иванович с воодушевлением принимается за отделку партии, а на спектакле искренне радуется творческой победе Григория Пирогова. Особенно внимателен был Вячеслав Иванович к молодежи и дебютантам. Никогда не выпускал он на сцену артиста в новой роли — все равно большой или маленькой — без самой тщательной проверки и непременно заботился о том, чтобы каждый новый исполнитель любой партии получил необходимое количество спевок, а также сценическую и оркестровую репетиции. Вячеслав Иванович отлично знал всех сотоварищей по работе. Разумеется, и они хорошо знали и его большие достоинства и его маленькие слабости. Известно было, например, что Вячеслав Иванович вспыльчив, но не злопамятен. Поэтому провинившиеся на репетиции или спектакле всегда старались как-нибудь оттянуть встречу с ним лицом к лицу. Незлобивость Вячеслава Ивановича (он не прощал только лени, лжи и этической нечистоплотности) много способствовала созданию той атмосферы творческого подъема на репетициях и спектаклях, которая увлекала и зажигала оркестр, хор и солистов.

Л В. Собинов высказал мысли и чувства, которые разделяли творческие работники Большого театра от мала до велика, когда писал: «Все миросозерцание и творчество Вячеслава Ивановича были проникнуты какой-то веселой бодростью, каким-то солнечным теплом». Это помогало Вячеславу Ивановичу добиваться нужных результатов в работе не меньше, чем его неизменная требовательность. В нем видели и опытного руководителя, и мудрого учителя, и благожелательного старшего товарища. Все эти драгоценные свойства большого художника и большого человека особенно ярко проявились и получили достойную оценку со стороны общественности в послеоктябрьский период.

22 ноября 1917 года Совет Народных Комиссаров издал декрет о передаче всех театров в ведение Народного комиссариата просвещения. Впервые в истории русского театра ему отводилось почетное место в ряду государственных культурно-просветительных учреждений. 4 декабря 1917 года Большой театр начал свой первый при Советской власти сезон. Без раздумья и колебаний В. И. Сук с присущей ему энергией и увлечением работает в советском театре, хозяином которого стал трудовой народ. С первого же спектакля Вячеслав Иванович — на своем боевом посту в Большом театре. Трудящиеся столицы, для которых впервые так гостеприимно открылись двери Большого театра, на протяжении недели услышали под управлением В. И. Сук такие жемчужины оперной классики, как «Руслан», «Золотой петушок», «Аида».

В сезоне 1917/18 гг. в Большом театре прошло 170 оперных спектаклей, из которых 53 дирижировал Вячеслав Иванович. В репертуаре этого сезона было 24 оперы; восемь из них шли под управлением Вячеслава Ивановича. Так же напряженно работает Вячеслав Иванович и в последующие годы: треть спектаклей каждого сезона идет под его управлением; ему поручаются наиболее ответственные оперы: «Пиковая дама», «Руслан», «Садко», «Снегурочка», «Валькирии», «Аида» и другие. Не лишним будет напомнить, что в 1918—1921 гг., когда переживаемые Советской страной огромные трудности настоятельно требовали во всем строжайшей экономии, театр не мог расходовать средства на новую сценическую постановку опер, на декорации, костюмы и т. п. Поэтому, если заходила речь о возобновлении той или иной оперы, то имелась в виду музыкальная сторона спектакля; львиная доля забот и труда ложилась на оркестр, хор и певцов-солистов. Вячеслав Иванович умел в самых трудных условиях 1918—1921 гг. заразить своей энергией и вдохновением оперный коллектив и добиться высоких музыкально-художественных результатов; так обстояло дело с возобновлением «Пиковой дамы», «Снегурочки».

Продолжение...