Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Творческий путь дирижёра (Часть 13)

Ранее: 1... 10, 11, 12.

Великая Октябрьская социалистическая революция обусловила быстрый рост культурных запросов в самых широких кругах трудящихся. Масса новых слушателей устремилась не только в театры, но и в концертные залы. Вячеслав Иванович издавна уделял симфонической музыке большое внимание. Помимо ежегодных летних симфонических концертов, о которых уже говорилось, он и зимой эпизодически дирижировал концертами в Москве и Петербурге. Вскоре после дебюта В. И. Сук в Большом театре Московская консерватория пригласила его выступить в организуемых ею симфонических концертах. Заручившись разрешением Теляковского, Вячеслав Иванович 21 октября 1906 года дирижирует первым консерваторским концертом. Почти одновременно Теляковский вызывает его для концертных выступлении в Петербурге. Такие вызовы имеют место и в последующие годы. Особенно успешно проходят петербургские гастроли В.И. Сук в ноябре 1908 года. Однако до Октябрьской революции выступления Вячеслава Ивановича в симфонических концертах имели систематический характер лишь в летние месяцы.

После Октябрьской революции такой же систематический характер приобретает его концертная работа зимой. Деятельность В. И. Сук на симфонической эстраде, начиная с 1918 года, в основном протекает в Москве. В 1918 году под его управлением проходит цикл популярных концертов в «Новом летнем театре». В ноябре 1919 года при участии Вячеслава Ивановича организован был цикл симфонических концертов (21) оркестра Большого театра. Первые четыре •концерта идут под управлением Вячеслава Ивановича; они посвящены творчеству П. И. Чайковского. В дальнейшем В. И. Сук дирижирует еще тремя программами из произведений Вагнера. В том же 1919 году под управлением Вячеслава Ивановича проходит цикл симфонических концертов, организованных Музыкальным отделом Народного комиссариата просвещения в помещении Дворца Октябрьской революции («Зеркальный театр»). Вячеслав Иванович живо ощутил, как много нового внесла Октябрьская революция в музыкальную жизнь страны, какие огромные задачи встают перед деятелями советской музыки в области массовой пропаганды музыкальной культуры.

4 февраля 1921 года общественность Москвы торжественно отпраздновала 40-летие артистической деятельности В. И. Сук. Чествование его приняло широкие размеры. В день юбилея Вячеслав Иванович дирижировал любимейшей своей оперой — «Пиковой дамой». В одном из антрактов представители московских общественных организаций, фабрик, заводов, учебных заведений, театров обратились к Вячеславу Ивановичу с горячими словами уважения и любви. К голосу Москвы присоединили свои голоса многие города Советской страны и в первую очередь те, в которых Вячеслав Иванович с честью потрудился до Большого театра. Не было никакой возможности зачитать поступившие по почте и телеграфу приветствия. Вячеслав Иванович был глубоко растроган. На конверте одного из врученных ему приветствий он пробует набросать несколько ответных слов:

«Что Вам могу сказать я, скромный труженик великого искусства, в ответ на вашу любовь? Я не оратор, а сейчас, будучи до глубины души тронут, я совсем не могу говорить... Дальше несколько перечеркнутых строк. Разобрать можно только слова: «Могу вам обещать...».

Вячеслав Иванович не смог найти слов, способных выразить его большие мысли и горячие чувства. Недосказанные слова заменило дело. С огромным воодушевлением работает он после юбилея над постановкой драматической поэмы Берлиоза «Гибель Фауста». Первое исполнение ее 27 апреля 1921 года было не только выдающимся музыкальным событием сезона, но и великолепной демонстрацией поразительной работоспособности творческого коллектива Большого театра и его музыкального руководителя — В. И. Сук. Певцы-солисты, артисты оркестра и хора, преодолевая всевозможные трудности в театре и в быту, работая с подлинным энтузиазмом, добились под испытанным руководством Вячеслава Ивановича высокого мастерства в исполнении монументального произведения Берлиоза. Как и всегда у Вячеслава Ивановича, на большой высоте были хор и оркестр.

Вслед за «Гибелью Фауста» В. И. Сук приступил работе над «Снегурочкой», возобновление которой намечено было на сезон 1921/22 гг. Болезнь Вячеслава Ивановича в декабре 1921 года отодвинула первый спектакль «Снегурочки». Едва оправившись от болезни В. И. Сук спешит закончить прерванную работу над «Снегурочкой», чтобы потом возглавить музыкальное руководство новой постановкой оперы Бизе «Кармен». Это была первая в годы революции новая постановка в полном смысле слова: создавался новый режиссерский план; по эскизам Ф. Ф. Федоровского и под его руководством писались новые декорации; заготовлялись новые костюмы. В театре царило праздничное настроение: предстоящий первый спектакль «Кармен» воспринимался как первое звено в длинной цепи больших и интересных новых работ. Долгожданный день первого исполнения «Кармен» в новой постановке наступил 13 мая 1922 года. Работа Большого театра встретила восторженный прием у слушателей и получила заслуженно высокую оценку в печати. Особенно горячей и яркой была статья-рецензия А. В. Луначарского. В том же 1922 году В. И. Сук гастролирует в Петрограде, дирижируя концертами.

Работники Большого театра правильно расценили новую постановку «Кармен» как первую из многих крупных работ. Начиная с 1922 года, каждый сезон в Большом театре отмечен каким-либо особо выдающимся событием. В каждом из них живое и непосредственное участие принимает В. И. Сук. Без него немыслимой представляется и повседневная жизнь театра. В августе дирекция театра шлет находившемуся в отпуске Вячеславу Ивановичу телеграмму: «Ваше присутствие в Москве необходимо немедленно. В начале сезона идут Ваши оперы: «Снегурочка», «Кармен», «Пиковая дама», «Садко», «Аида». Необходимы немедленно репетиции. Открытие 1-го сентября». 6 октября — через месяц после начала сезона — уже идет первый спектакль заново поставленной режиссером В. А. Лосским «Аиды». Дирижирует, конечно, В. И. Сук.

Продолжение...