Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Аида" (1958 г.), Часть 1

АидаС декабря 1951 года в Большом театре СССР идет опера Дж. Верди «Аида» — одно из лучших созданий гениального итальянского композитора. Глубокий драматизм конфликта, выразительность музыкальных характеристик, необычайная пластичность мелодики, богатство полифонического развития и оркестрового колорита — все это ставит «Аиду» в один ряд с величайшими образцами мировой оперной классики. «Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и свою эпоху, — писал А. Н. Серов. — Он — цветок своей почвы. Он — голос современной Италии, не лениво дремлющей или беспечно веселящейся... а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии,
смелой и пылкой до неистовства». Богатство музыкальных образов, красота мелодий , высокое мастерство оперной драматургии «Аиды» вызвали восторженные отзывы П. И. Чайковского, утверждавшего, что «гениальный старец Верди в «Аиде» и в «Отелло» открывает для итальянских музыкантов новые пути».
«Аида» была написана в 1870—1871 годах по заказу египетского правительства для празднеств в честь открытия Суэцкого канала.
Первое предложение написать оперу из жизни древнего Египта Верди получил еще в 1869 году и первоначально отказался от него: задача создания пышного официозного произведения, прославляющего власть деспотичных фараонов, полностью противоречила гуманистическому содержанию его творчества. Лишь год спустя, получив от археолога Мариэтта — известного знатока древнеегипетской культуры — план либретто, Верди изменил свое решение. Яркая драматическая коллизия, сильные характеры, борьба личных чувств и патриотического долга — все это оказалось близким композитору.
Заказывая оперу, правители Египта ожидали, что это будет произведение прежде всего парадное, возвеличивающее славу и могущество древнеегипетского государства. Но Верди увидел в «Аиде» совсем иное — его привлекла возможность раскрыть в «Аиде» волнующие его мысли и чувства, нарисовать трагические судьбы людей пылких, смелых и любящих, жизнь которых оказывается в руках темных сил, стоящих у власти.
АидаВ одном из писем к своему либреттисту Гисланцони, сочинявшему в то время текст для финала второго акта (сцены, казалось бы, наиболее близкой к прославлению побед египетского оружия!), Верди советует ему взять образцом для характеристики жрецов «типическую смесь ханжества и шовинизма», которая отличала действия императора Вильгельма во время франко-прусской войны. «Вильгельм постоянно говорит о небесном провидении, с помощью которого он разрушает лучшую часть Европы», — пишет Верди и совершенно сознательно стремится в своей опере развенчать реакционных властителей, губящих человеческие жизни, навязывающих народам бессмысленные кровавые войны.
Два мира — мир человечности и мужества, представленный Аидой и Радамесом, и мир жестокой, фанатичной религиозной силы в лице жрецов и фараона — сталкивает Верди в своей опере. Герои «Аиды» — люди сильной воли и огненного темперамента. Их страстное стремление к свободе, справедливости и счастью определяет высокий гуманистический пафос оперы.
Премьера «Аиды» состоялась 24 декабря 1871 года в Каире. Опера имела огромный успех. Через шесть недель она с триумфом была поставлена в Миланском театре La Scala и затем прочно утвердилась на оперных сценах всего мира.
Русская публика познакомилась с «Аидой» в 1875 году, когда ее исполнила петербургская итальянская труппа. Успех оперы ускорил ее перевод на русский язык и постановку в столичных оперных театрах. С 1877 года она вошла в репертуар Большого театра в Петербурге и с 1879 года — в Москве.
Из всех дореволюционных постановок «Аиды» выделяется спектакль московского Большого театра, осуществленный в 1905 году под управлением дирижера И. Альтани с декорациями К. Коровина. В 1906 году в него включился также дирижер В. Сук.
Большое художественное значение имела первая советская постановка «Аиды» в Большом театре в 1922 году (режиссер В. Лосский, дирижер В. Сук). Этот спектакль, продержавшийся на сцене шестнадцать лет, отличался исключительно удачным исполнением всех центральных партий. Талантливые, вдохновенные образы создали в этом спектакле К. Держинская (Аида) и Н. Обухова (Амнерис).

Продолжение...

Аида  Аида