Ранее: Часть 114
Елизавета Павловна Гердт
Гердт Елизавета Павловна (родилась 17 (29). IV. 1891) — русская артистка балета, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Дочь известного танцовщика П. А. Гердта. В 1908 году окончила Петербургское балетное училище и была принята в балетную труппу Мариинского театра. Исполняла партии Авроры, Одетты — Одиллии, Раймонды, Армиды («Павильон Армиды» Черепнина) и другие. Гердт была яркой представительницей академической школы классического танца. Оставила сцену в 1928 году и посвятила себя целиком педагогической деятельности.
В 1917—1934 годах преподавала в Ленинградском хореографическом училище (1930—1932 годы — художественный руководитель). В 1934 году переехала в Москву, где преподавала в Московском хореографическом училище (1936 —1937 годы — художественный руководитель) и работала педагогом в балетной: труппе Большого театра. С 1960 года преподает только в труппе Большого театра. Педагогический метод Гердт основывается на развитии природных данных артистов, она добивается от своих учениц тщательной отделки каждого движения, сдержанной благородной манеры исполнения, чистоты танцевальной формы, воспитывает музыкальность. Среди учениц Гердт: А. Я. Шелест, М. М. Плисецкая, В. Т. Бовт, Р. С. Стручкова, Е. С. Максимова и другие.
«Театральная энциклопедия» Молодость художника определяется не его возрастом, а способностью идти в ногу со временем, быть творчески жизнеспособным, мыслить и работать в ритме каждого нового дня. Это редкостное качество определяло всю артистическую жизнь Елизаветы Павловны Гердт, определяет ее и сегодня — в ее 80 лет — как педагога балета Большого театра СССР.
Счастлив педагог, видящий результат своего творчества в учениках, продолжающих и развивающих созданные им традиции. Многие из лучших танцовщиц нашего времени, которыми гордится советский балет, — ученицы Елизаветы Павловны. Всех их, артисток разных поколений, объединяет женственность, мягкость рук и корпуса, выразительная красота движений и при этом великолепная фиксация поз, эмоциональное богатство, присущее русской танцевальной школе, и главное — понимание существа танца и его поэзии. В этой прекрасной женщине удивительным образом сочетаются «классицизм» и ощущение современности. С ней приятно и интересно разговаривать о самых разных предметах и явлениях, а еще приятнее и полезнее ее слушать — человека с богатым жизненным опытом и живым умом.
Суждения ее, метки и поражают слушателей глубокими характеристиками и оборотами самого современного звучания. Определения ее немногословны, всегда окрашены мягким юмором, в котором заключена самая суть высказываемого. Елизавета Павловна Гердт — неизменно и во всем образец порядочности, скромности, доброты и чистоты человеческих отношений. Есть в ней та внутренняя и внешняя красота, которая с годами становится все тоньше и изящнее, начинает как бы светиться изнутри, освещая собой окружающее, облагораживая и очищая его. Казалось бы, годы должны взять свое: человек должен устать, начать оберегать свое здоровье, стремиться к отдыху, к воспоминаниям о пролетевших десятилетиях. Но Елизавета Павловна Гердт из тех людей, чья жажда к труду не утоляется временем, чья сила и жизнеспособность обретается в работе. Жизнь вне театра, вне творчества для нее немыслима. В. Васильев.
Из программы к вечеру балета, посвященному Е. П. Гердт (1971, 28 апр.)
Продолжение: Часть 116