Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 15.

В. Р. ПетровРанее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14.

Громадные успехи достигнуты Большим театром в полноценном, насыщенном глубокой идейностью воплощении гениальных произведений русской оперной классики. Коллективу театра в его исканиях неоценимую помощь оказали конкретные указания товарища Сталина в связи с постановкой оперы «Иван Сусанин» в 1939 году. Подчеркнув особую ответственность Большого театра за идейно-художественное качество создаваемых им спектаклей, товарищ Сталин указал на необходимость соблюдения исторической достоверности, всесторонней обрисовки эпохи и правильной характеристики народа. За постановкой «Ивана Сусанина», отмеченной величием и глубиной содержания, выражающей высокие патриотические чувства народа, последовал ряд превосходных спектаклей, подлинно реалистических, полноценно воплощающих лучшие образцы классической оперной музыки. Не ограничиваясь образцовыми постановками русских классических опер, Большой театр на протяжении 30-х годов с выдающимся успехом работал также над произведениями западноевропейских композиторов («Отелло» Верди, «Гугеноты» Мейербера, оперы Моцарта, Вагнера).

В военные годы с особой силой сказалась любовь советского народа к Большому театру. Советское правительство обеспечило все условия для интенсивной творческой деятельности театра и для сохранения его творческих кадров. И в Куйбышеве, куда была эвакуирована часть труппы, и в Москве, где спектакли шли бесперебойно, Большой театр добился новых творческих успехов и осуществил ряд талантливых постановок. В 1943 году Большой театр поставил оперу Кабалевского «В огне», явившуюся первым откликом на события Великой Отечественной войны. Не снижая творческой активности, коллектив Большого театра стремился наполнить свое искусство высоким патриотическим жизнеутверждающим содержанием, помогающим героическому народу в его беззаветной борьбе с врагами Родины. Этот период представляет собой замечательную, доблестную страницу истории русского музыкального театра.

Во время варварских налетов на Москву фашистской бомбой были нанесены повреждения зданию Большого театра. Но спектакли в Москве не прекращались ни на один день. Некоторое время они шли лишь в Филиале; после же восстановления основного здания спектакли давались на обеих сценах. Волнующее зрелище представлял собой зал Большого театра в военные годы. Многие спектакли превращались в патриотические демонстрации. С особой силой звучала гениальная музыка глинкинского «Ивана Сусанина»; пролог и эпилог, мужественные реплики Сусанина—Михайлова неизменно вызывали в зрительном зале воодушевление. Глубокое патриотическое звучание приобретали и другие спектакли, в частности, поставленный в военные годы «Вильгельм Телль». В период Великой Отечественной войны окрепла общественно-политическая сознательность коллектива театра, его идейная целеустремленность; из испытаний военного времени Большой театр вышел более зрелым, творчески активным.

Перспективы громадного роста открылись перед Большим театром после победоносного завершения Отечественной войны, в период грандиозного мирного строительства. Неизмеримо возросли культурные и художественные запросы советских людей — героических строителей коммунизма. С большими требованиями и ожиданиями обращается советский народ к творчеству своих художников— писателей, музыкантов, деятелей театра. Исторические постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы, театра, кино, музыки призвали работников советского искусства к решительному повышению идейного уровня и мастерства.

В ответ на требования народа и мудрые призывы партии творческие кадры Большого театра вместе со всей передовой художественной интеллигенцией Советского Союза стремятся умножить свои достижения. Многое в современном состоянии Большого театра предвещает переход на новую, неизмеримо более высокую ступень. Показателем успехоз и непрерывного идейно-художественного роста творческих коллективов Большого театра, его оперной и балетной трупп являются двенадцать спектаклей, удостоенных Сталинской премии. Эти спектакли: «Черевички» (постановка 1941 года), «Вильгельм Телль» (1942), «Золушка» (1945), «Ромео и Джульетта» и «Пламя Парижа» (1946), «Вражья сила» (1947), «Борис Годунов» и «Проданная невеста» (1948), «Садко», «Мазепа» и «Красный мак» (1949), «Хованщина» (1950). Приведенный список показывает, что наивысшую опенку получили восемь оперных и четыре балетных спектакля. Удостоенными Сталинской премии работами оперной труппы являются постановки классических произведений. Это свидетельствует о крупных успехах Большого театра в деле пропаганды классических оперных произведений.

Продолжение...