Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Борис Годунов" (1958 г.), часть 1

Борис ГодуновРусская классическая музыка завоевала всемирное признание своим величием и глубочайшей самобытностью. Ее высокая идейность, ее подлинная народность и реалистичность в полной мере проявились и в оперном искусстве, в замечательных творениях классиков русской музыки: Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Чайковского. Одной из самых важных особенностей русской оперной классики является художественное отражение жизни народа, этой движущей силы истории, показ его во всем величии патриотических чувств, во всей многогранности его натуры.
Мировое оперное искусство не знает произведений, где с такой потрясающей силой и правдивостью показан народ, как в «Иване Сусанине» Глинки, «Борисе Годунове» Мусоргского, «Сказании о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. В своем монументальном произведении Мусоргский показал суровое величие народной трагедии. Страдания угнетенного народа, его обездоленность, его стихийное бунтарство впервые с такой силой зазвучали в русской музыке. Живое дыхание истории воплотилось в трагическом пафосе народной драмы Мусоргского. В опере «Борис Годунов» великий композитор нарисовал народ во всем своеобразии его жизненных типов и характеров, нигде не впадая в бытовизм, нигде не забывая о главной идее произведения, выраженной в надписи на первой странице клавира оперы: «Я разумею народ, как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере». И, как во всяком истинном гениальном произведении, в «Борисе Годунове» при каждом новом слушании находишь все новые и новые черты, раскрывающие неисчерпаемое богатство его идей и образов.
Борис ГодуновМусоргский был широко образованным человеком. Он хорошо знал труды французских материалистов, сочинения Дарвина, русскую и западноевропейскую художественную литературу. Обладая несравненным музыкальным даром, Мусоргский был и глубоким мыслителем. Если составить свод из его устных и письменных высказываний по вопросам искусства, то в них обнаружится стройная и продуманная система эстетических воззрений. Эта система была связана с передовыми идеями своего времени — идеями русской революционной демократии. Из биографии композитора видно, какое громадное значение имело в развитии его творческой личности и творческой деятельности знакомство с трудами Белинского, Чернышевского и Добролюбова.
Если исходным пунктом в эстетике Чернышевского было положение «прекрасное есть жизнь», то с ним явственно перекликаются такие мысли Мусоргского: «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям... вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться». В этих словах весь Мусоргский, страстный, истиный художник, поставивший свое искусство на службу передовым идеям своего времени. Жизненная правда была его неизменным творческим принципом. Отсюда реализм его творческого метода, реализм, поразивший современников и до сих пор сохранивший громадную впечатляющую силу.
В творческом наследии Мусоргского наиболее выдающееся место занимает его опера «Борис Годунов». Много лет прошло со времени первой постановки «Бориса Годунова», но ничто не потускнело в этом изумительном творении русского гения, ни одна краска не слиняла, ни один образ не потерял своей незабываемой силы и убедительности.
«Борис Годунов» появился на сцене в один из самых острых моментов борьбы за
реалистический путь русской оперы. После «Ивана Сусанина» Глинки эта опера Мусоргского знаменовала новый поворотный этап во всей русской музыке. Народ, угнетаемый боярами и узурпаторами — внешними и внутренними, нищие, бездомные странники, беглые холопы, бродячие монахи, юродивые, толпящиеся на паперти храма, — как все это правдиво показано! Какая живость письма, какие характерные русские интонации голоса! В совершенстве владея искусством музыкальных характеристик, Мусоргский с предельной убедительностью показал в «Борисе Годунове» не только покорность толпы, но и народный гнев, священную ярость народа. В знаменитой сцене под Кромами народ расправляется с пришлыми недругами и изменниками. Какая грозная и мощная сцена!
Непримиримый конфликт самодержавия и народа — такова подлинная тема «Бориса Годунова». Образ царя Бориса, созданный композитором с громадной психологической силой и глубиной, весь пронизан ощущением нарастающего народного гнева. В трактовке Мусоргского личная трагедия Бориса усугубляется крайним недовольством народа и интригами бояр. Друзей у Бориса нет. Юродивый своим ответом «нельзя молиться за царя-Ирода» становится действенным выражением народной совести. Даже Пимен — не бесстрастный летописец, а обличитель преступлений Бориса перед лицом потомков.

Продолжение...

Борис Годунов  Борис Годунов