Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Об опере "Борис Годунов" (1958 г.), часть 2

Ранее: 1

Борис ГодуновТруд этот по справедливости должен рассматриваться как творческий подвиг Римского-Корсакова.
Переходя к разбору спектакля, следует в первую очередь сказать о работе дирижера Н. Голованова, выдающегося, глубокого знатока русской оперной классики, горячо преданного делу русского искусства. Голованов по-новому прочел партитуру великого создания Мусоргского и увлек артистов Большого театра благородной задачей сценического воссоздания гениальной русской оперы. Он проявил при этом подлинную творческую волю, объединив усилия солистов, оркестра, хора, режиссуры и художника.
Разумеется, в таком трудном и ответственном деле можно найти частные недочеты и шероховатости. Можно было возражать, например, против убыстрения некоторых темпов (полонез, хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая»), некоторых преувеличений в звучании оркестра. Но все это не может заслонить главного: музыка Мусоргского нашла живого, увлекающего своим исполнением артиста, усилия которого оказались плодотворными. Слушая эту оперу, вновь убеждаешься, каким замечательным оркестром обладает Большой театр.
Партия Бориса поручена А. Пирогову и М. Рейзену. Известно, что одним из недостатков прошлой постановки была неверная трактовка режиссурой образа царя Бориса. Чрезмерно подчеркивалась душевная драма царя, и тем самым слушатель уводился в сторону от основной идеи произведения. Борис ГодуновВ теперешней постановке этот недостаток устранен, и оба артиста создают образ убедительный и соответствующий замыслу композитора. В этом образе раскрыта незаурядная воля Бориса Годунова, государственный его кругозор, показаны масштабы его личности как государственного деятеля. Это — серьезный успех обоих исполнителей, вложивших в свою работу над образом много артистического темперамента и талантливого труда. Как Пирогов, так и Рейзен насыщают исполнение этой труднейшей роли своеобразными чертами, которые, естественно, отражаются на построении мизансцен (главным образом в сцене смерти Бориса), но в целом оба артиста дают сходную трактовку образа. На достойной высоте и вокальная партия в исполнении этих замечательных певцов.
Большой интерес вызвало исполнение Н. Ханаевым партии Шуйского. Этот певец на протяжении всей своей артистической деятельности был исполнителем драматических и героических партий, и, в первый раз обратившись к воплощению характерного, к тому же весьма сложного образа Шуйского, артист заставляет верить созданному им образу.
М. Михайлов, исполняющий партию Пимена, нашел нужные краски для передачи величаво-спокойного образа летописца .
Глубоко убедительно исполнял артист Г. Нэлепп партию Самозванца. Роль эта исключительно трудна как с технической стороны, так и по психологической сложности образа. Партию Самозванца исполняет ныне Г. Большаков, который по своим вокальным данным вполне подходит к этой роли.
Марину Мнишек поют М. Максакова, В. Давыдова и Н. Чубенко. Давно известные широким кругам публики Максакова и Давыдова создают каждая в пределах своей творческой индивидуальности яркий сценический и вокальный образ. Выделяется данная Максаковой психологически глубокая трактовка партии Марины — гордой и вкрадчивой в своем коварстве аристократки. В образе, созданном Давыдовой, выразительно подчеркнуты властолюбие и расчетливый эгоизм Марины Мнишек, вдохновляемой иезуитом Рангони. Хорошо подходят к этой партии большие вокальные данные артистки Чубенко.
Партия Варлаама, трактовавшаяся в прошлой постановке в характере чрезмерной развязности и балаганности, на этот раз приобрела в исполнении того же В. Лубенцова более свойственный ей характер.
Глубокое впечатление оставляет проникновенное исполнение И. Козловским партии Юродивого. Артист с удивительной силой и убедительностью показал всю значительность этого образа, в котором находит свое выражение совесть народа, печаль за судьбы родной страны. Можно сказать, что в репертуаре Козловского партия Юродивого является одной из творческих вершин певца. Исполнение той же партии А. Орфеновым по-своему убедительно.
Небольшие, но ответственные партии детей Бориса — Федора и Ксении — нашли хороших исполнителей в лице Б. Златогоровой (Федор), Т. Талахадзе и Е. Шуйской (Ксения). Партию хозяйки корчмы с успехом проводит А. Турчина.
Было бы непростительно не сказать еще об одном участнике спектакля — участнике, оставляющем незабываемое впечатление. Этим участником является хор (главный хормейстер М. Шорин). Давно не приходилось встречать такую ровность и чистоту звучания, такую превосходную дикцию, при которой буквально каждое слово доходит до слушателя. Если вспомнить, какое огромное место занимает хор в опере Мусоргского, то станет ясным доля его участия в успехе спектакля.

Продолжение...

Борис Годунов  Борис Годунов