Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 9.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.

Октябрьская революция спасла Большой театр от творческого кризиса, идейно-художественного тупика. Вступив в полосу своего бурного расцвета, Большой театр, направляемый мудрой политикой большевистской партии и советского правительства, приобрел значение подлинно народного театра. Творчески развивая и закрепляя на новой идейной основе наиболее ценный и прогрессивный опыт, накопленный на всем историческом пути, ведя осознанную и целеустремленную борьбу против проникновения влияний буржуазного формализма и натурализма, раскрывая с небывалой полнотой величие и идейно-художественную ценность классического искусства, Большой театр Союза ССР стал крупнейшим центром музыкальной и театральной культуры, призванным возглавить борьбу за развитие и торжество передового реалистического направления в советской музыке.

Октябрь 1917 года — начало новой эпохи в истории Большого театра, периода его небывалого расцвета и подъема. В театр пришли новые массы слушателей, новый хозяин — трудовой народ, поднятый революцией, рабочие, крестьяне, солдаты, красногвардейцы. Сумеет ли театр, именовавшийся до этого «императорским» и находившийся под «опекой» царских чиновников, установить контакт с демократической аудиторией, окажется ли он жизнеспособным в условиях революционной борьбы освобожденного народа? Ответ на эти вопросы должен был решить судьбу театра.

Было немало людей, строивших пессимистические прогнозы и утверждавших, что Большой театр обречен на разрушение, развал и гибель, что его искусство не нужно революционному рабочему классу. В роли могильщиков Большего театра, в частности, энергично выступали пролеткультовцы, сторонники «ультра-левых» течений и искусстве; отрицая культурную роль Большого театра и его значение для современности, они доходили до прямого посягательства на самое его существование. В нигилистически примитивном представлении этих вульгаризаторов Большой театр рисовался как организм окостеневший и мертвый, как цитадель буржуизното искусства. Однако у Большого театра нашлись могучие защитники, которые в труднейший период гражданской войны обеспечили все необходимые условия для того, чтобы сохранить труппу, репертуар и материальные ценности крупнейшего русского театра, Этими защитниками были, прежде всего, сам советский народ, его правительство и вожди коммунистической партии большевиков.

В самые тягостные для молодой республики дни, когда не хватало продовольствия и топлива, когда страна переживала разруху, В. И. Ленин, заботясь о сохранении всех культурных ценностей, созданных великим русским народом и отныне поставленных на службу интересам трудящихся, помнил о нуждах Большого театра. Оказывая решительный отпор любым ниспровергателям Большого театра, В. И. Ленин одновременно предостерегал против апологетического отношения к внешней пышности его спектаклей, характерной для придворно-помпезного; стиля и чуждой задачам советского народно-демократического искусства. Партия осуществляла в отношении Большого театра с первых же дней Октябрьской революции последовательную и мудрую политику. Партия создавала все условия для того, чтобы сберечь для народа большое и ценное искусство крупнейшего русского театра и обеспечить его полное оздоровление, рост и расцвет. Требуя заботливого и вместе с тем критического, творчески-активного отношения к Большому театру, В. И. Ленин проводил в жизнь великие идеи, которые сформулированы в его работах, заложивших теоретическую основу культурного строительства в стране победившего пролетариата.

В проекте резолюции «О пролетарской культуре» Ленин писал: «Марксизм завоевал себе свое всемирно-историческое значение как идеологии революционного пролетариата тем, что марксизм отнюдь не отбросил ценнейших завоеваний буржуазной эпохи, а, напротив, усвоил и переработал все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры. Только дальнейшая работа на этой основе и в этом же направлении, одухотворяемая практическим опытом диктатуры пролетариата, как последней борьбы его против всякой эксплуатации, может быть признана развитием действительно- пролетарской культуры». Оберегаемый правительством и партией, Большой театр с первых же лет Великой Октябрьской социалистической революции занял выдающееся место в жизни советского народа. Большой театр после Октябрьской революции прошел насыщенный, богатый событиями путь, закрепивший за ним роль одного из самых крупных очагов советской и мировой художественной культуры. Этот путь неразрывно связан с важнейшими этапами борьбы и строительства нашего народа, становления и роста советского социалистического искусства.

Продолжение...