РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ.
Кащей Бессмертный
25 января 1917 года в бенефис хора ставили оперу Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный». Роли исполняли: царевна Ненаглядная Краса — А. В. Нежданова, Кащей — В. Р. Пикок, Кащеевну пела я, Ивана Королевича — С. И. Мигай, Бурю-Богатыря — В. В. Осипов. Опера пша в постановке В. А. Лосского. Дирижировал Э. А. Купер. Декорации К. А. Коровина.
«Кащей Бессмертный», «осенняя сказочка», как ее назвал Н. А. Римский-Корсаков,— одно из оригинальнейших произведений русского оперного искусства, отличающееся смелым полетом фантазии, самыми разнообразными музыкальными образами.
Либретто писал сам композитор. В свое время эту оперу дирекция императорских театров отклонила, и она была исполнена на дневном спектакле учениками Петербургской консерватории 27 марта 1905 года, через неделю после знаменитого увольнения Римского-Корсакова из консерватории. Изгнанному профессору были устроены бурные овации.
Опера «Кащей Бессмертный» в творчестве Римского-Корсакова стоит как бы особняком. Римский-Корсаков писал о ней: «Сочинение выходило своеобразное, благодаря нескольким новым гармоническим приемам, до этого не имеющимся в моем композиторском обиходе. Это были переченья, образуемые ходом больших терций, внутренние, выдерживаемые тоны и различные прерванные и ложные каденции с поворотами на диссонирующие аккорды, а также множество проходящих аккордов. Довольно продолжительную сцену снежной вьюги почти всю удалось уложить на выдержанном уменьшенном септаккорде. Форма складывалась связная, непрерывная, но игра тональностями и модуляционный план, как и всегда у меня, не были случайными. Система лейтмотивов была во всем ходу».
В этой опере прославляется победа светлого царства добра над царством тьмы и зла. Показаны две смерти: неискупленная, злая смерть Кащея и просветленная смерть Кащеевны, дочери Кащея, оправданная слезой. Кащей запрятал свою смерть в слезу дочери. Полюбив впервые, она смягчается и в слезах источает свою жизнь, превращаясь в плакучую иву: бессмертие ценой отказа от жизни.
Для музыки «Кащея» характерны утонченные хроматические звучания. В дуновении Кащея слышится как бы монотонный наигрыш. Ария Кащеевны, сопровождающая сцену заклинания меча, принадлежит к одному из наиболее ярких моментов оперы. Во время заклинания Кащеевны в музыке проносятся стон и вихрь. В оркестре проходит зловещий лейтмотив, суровый и беспощадный.
Очень труден для вокала и для дыхания дуэт Кащеевны и Королевича: увеличенные интервалы, увеличенные терции, трудная тесситура, неудобные гласные.
Опера недолго держалась в репертуаре театра. Я бессменно пела Кащеевну и очень любила эту партию.
Во второй картине на сцене ночь. Чарующий сад, залитый лунным светом. Таинственный терем Кащеевны окружен кустами ярко пылающих красных маков и бледно-лиловой белены. Я — Кащеевна выходила из своего терема; на мне был изумрудный бархатный кафтан, вышитый золотом, шелковые лиловые шаровары, парчовые туфельки, на голове парик медного или, вернее, бронзового цвета, золотая парчовая шапочка с блестящими стрелками, отливающая разноцветными огоньками, словно светящимися светлячками, через плечо был надет меч на золотом ремне, в руках — кубок.
Иллюстрации к книге: