Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Лебедь. Часть 5.

Майя ПлисецкаяРанее: 1, 2, 3, 4.

И все же те, первые, ранние спектакли «Лебединого озера», с их поисками, с радостями открытий, с взлетами осуществленной мечты навсегда остались самыми радостными и неповторимыми и для самой балерины и для ее зрителей. Об этом говорят многие из них. Вот что пишет композитор Александра Пахмутова: «Когда на сцене Государственного академического Большого театра белоснежным лебедем предстала перед зрителем молодая балерина, уже тогда можно было смело говорить о ее незаурядном даровании. Я вспоминаю, как мы, тогда еще студенты Московской консерватории, простаивали ночи в очередях у театральных касс, чтобы попасть на спектакли любимой балерины... ».

Настойчивое стремление Плисецкой к поискам нового заставило ее принять участие в спектакле «Лебединое озеро», осуществленном В. П. Бурмейстером весной 1953 года на сцене Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. По просьбе театра Плисецкая выучила партию в этой новой постановке балета и два раза выступила в ней. Ставя спектакль, Бурмейстер стремился предельно приблизить его к авторской партитуре Чайковского. Новое для балерины было в партии Одиллии в третьем акте. Теперь дуэт Одиллии и принца был поставлен на музыку, первоначально так и предназначенную Чайковским для этого танца обольщения, а ставший традиционным дуэт Одиллии и принца, то есть музыка его, тоже оказалась на своем месте, а именно — в первом акте: Бурмейстер создал на основе ее адажио Зигфрида с придворными дамами. Плисецкой тут встретилась очень интересная, увлекательная, но трудная задача: ей предстояло переключиться в образ Одиллии, вслушиваясь в незнакомую музыку, не вызывавшую привычных ассоциаций. Не менее интересным оказался и четвертый, последний акт балета: здесь музыка и хореография также оказались новыми. Трагический марш лебедей, уводивших Одетту от Зигфрида, балетмейстер поставил как подлинно действенный, содержательный и глубоко эмоциональный танец.

Что касается второго акта, то В. П. Бурмейстер не нашел возможным нарушить композиционную цельность гениального творения Льва Иванова. Но и здесь балерина находила много нового по сравнению с постановкой Большого театра. Любознательность и творческая неуспокоенность, заставлявшие Плисецкую непрестанно искать новые краски в роли Одетты-Одиллии, ее желание познакомиться с новой редакцией «Лебединого озера» (она была единственной балериной Большого театра, выступившей в постановке Бурмейстера) говорили о непрестанно продолжающейся работе балерины над образом. Все так же беспокойно продолжает Плисецкая искать новое в образе Одетты—Одиллии и сегодня. «Лебединое озеро» для нее - лирико-героическая поэма о самом прекрасном на земле — о Человеке.