Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Постановки прошлых лет: "Проданная невеста" (1958 г.). Часть 3.

Ранее: 1, 2.

проданная невестаНужно заметить, что в чешском народно-музыкальном быту песня и танец неотделимы друг от друга. Эта особенность отражена в партитуре «Проданной невесты». Уже вступительный хор («Как же нам не веселиться») содержит в оркестровом сопровождении черты танцевальной ритмики, как бы подсказывающие режиссерское решение этой сцены. А в заключительной польке первого акта танец сочетается с хоровой песней. Хормейстер А. Рыбнов хорошо справился со своей задачей. Хоры в «Проданной невесте» звучат ярко и выразительно, и трактовка их приближается к простоте и естественности народнопесенной стихии, столь ценимой нашим слушателем. Музыкальное воплощение партитуры «Проданной невесты» следует признать серьезным достижением коллектива Большого театра. Исполнители — певцы и инструменталисты — чутко постигли и передали неповторимое своеобразие и обаяние музыки великого чешского композитора, ее национальную самобытность, которая явилась результатом глубокого изучения народных истоков отечественной музыкальной культуры и накопленного в ней профессионального опыта. Особенности «Проданной невесты» как музыкально-драматического произведения, построенного на народной основе, обусловили и сценическое воплощение оперы, в котором проявились лучшие черты дарования режиссера Б. Покровского. В его постановке спектакль воспринимается, в точном соответствии с замыслом Сметаны (вспомним его письмо к Направнику!), как «картина из жизни чешских крестьян». Режиссер тщательно разработал народные сцены, имеющие такое большое значение в драматургии оперы и оживленные песней и танцем, которые гармонически сочетаются со всеми сценическими элементами постановки, включая и прекрасные декорации художника В. Дмитриева, очень удобные для развертывания действия. Главная заслуга В. Дмитриева — воссоздание поэтических пейзажей чешской природы, реалистических картин чешского села, на фоне которых проходят сцены из народного быта.

Проданная невестаИсполнительницам партии Маженки (Л. Масленниковой, Н. Клягиной, Е. Шумиловой), каждой по-своему, удалось насытить обаятельный образ чешской девушки-крестьянки чертами задушевной искренности и раскрыть в вокально-сценическом воплощении этого образа лежащую в его основе идею цельности чувства, верности любимому человеку. Тема эта отчетливо проходит во многих эпизодах оперы, в частности — в дуэте Маженки и Еника. Г. Нэлепп был прекрасным исполнителем партии жениха Маженки, найдя, вместе с тем, правильные штрихи для сценической обрисовки этого образа. Так же, как Маженка, Еник является носителем чувства «верной любви» (именно эти: слова содержатся в чешском тексте дуэта). Но, вместе с тем, он наделен и той смекалкой, которая позволяет ему перехитрить свата Кецала. Сват принадлежит к числу колоритнейших персонажей оперы. Этот образ правдиво отображает быт чешского села сметановской эпохи. Деревенский сват — вершитель судеб сельской молодежи, а иногда и не только молодежи. Он самоуверен, развязен, хвастлив и вместе с тем остроумен и добродушен, — таким изображал Кецала еще Йозеф Палечек, исполнявший эту роль под управлением Сметаны в Праге и затем в Петербурге под управлением Направника. Н. Щегольков, следуя той же исполнительской традиции, создал колоритный сценический образ старого, опытного деревенского свата. Прекрасно справился артист и с очень трудной вокальной партией Кецала, изобилующей скачками на большие интервалы и виртуозной скороговоркой.

Следует упомянуть и о других артистах, участвующих в спектакле. Хорошее впечатление производят, например, А. Серов в роли Еника, С. Николау в роли Кецала и А. Хоссон в роли Вашека. Общей слаженности ансамбля содействует исполнение И. Скобцовым и М. Кузнецовой ролей родителей Маженки. Хорош и М. Соловьев в роли старого Михи. В небольшой роли его второй жены Гаты (мачехи Еника) выделилась благодаря своим ярким вокально-сценическим данным артистка Е. Вербицкая. Критика отмечала и некоторые недостатки постановки «Проданной невесты». Замечания эти, относившиеся преимущественно к первому акту, отдельные эпизоды которого были решены в несколько условном плане «сельской идиллии», были в той или иной мере учтены руководителями постановки. В целом же спектакль «Проданная невеста» — серьезный успех творческого коллектива Большого театра, явившийся результатом вдумчивой работы над шедевром чешской оперной классики. В той популярности, которой на протяжении многих лет пользуется эта опера Сметаны в нашей стране, нельзя не видеть проявления чувства братской дружбы, объединяющей народы Советского Союза и Чехословакии.

Проданная невеста