Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Евгения Вербицкая

Еще будучи студенткой Киевской консерватории, Евгения Матвеевна Вербицкая выделялась красотой тембра и большимВербицкая 1 диапазоном голоса, позволявшим ей петь как меццо-сопрановые, так и контральтовые партии. Но, кроме того, молодая певица отличалась редкой трудоспособностью. Она выступала в консерваторских спектаклях, принимала участие в концертах, которые консерваторские бригады давали в воинских частях и рабочих клубах, а затем начала появляться и в больших концертных залах. Она пела оперные арии, романсы русских и западноевропейских классиков, произведения советских композиторов Лятошинского и Шапорина. Вскоре после окончания консерватории Вербицкая была принята в Киевский театр оперы и балета, где она исполняла партии Никляус в «Сказках Гофмана», Зибеля в «Фаусте», Полины и Миловзора в «Пиковой даме».

В 1931 году певица была зачислена солисткой Ленинградского театра оперы и балета Вербицкая 2 (ныне носящего имя С.М. Кирова). Здесь она работала под руководством главного дирижера театра, выдающегося русского музыканта В. Дранишникова, имя которого Евгения Матвеевна до сих пор вспоминает с глубоким чувством признательности и уважения.

Указания В. Дранишникова и работавших в театре педагогов-вокалистов помогли ей спеть партии Ядвиги в «Вильгельме Телле», Юдифи в опере Серова, Княгини в «Русалке», Ольги в «Евгении Онегине», Кончаковны в «Князе Игоре» и, наконец, Ратмира п «Руслане и Людмиле». Требовательныо ленинградцы искренне полюбили молодую артистку, неустанно совершенствовавшую свое мастерство, которое проявилось и в исполнении двух партий в операх советских композиторов: Клариче в «Любви к трем апельсинам» Прокофьева и Матули в «Щорсе» Фарди.

В 1937 году певица участвовала в первом ленинградском конкурсе на лучшее исполнение произведений советских композиторов и получила зваВербицкая 3ние лауреата этого конкурса, а через два года, уже на Всесоюзном конкурсе вокалистов, ей был присужден диплом за лучшее исполнение произведений советских композиторов.

«Это, в значительной степени, заслуга моего первого педагога профессора М. М. Энгелькрона, который занимался со мной сначала в Днепропетровском музыкальном техникуме, а затем и в Киевской консерватории, – вспоминает певица. – Это он воспитал во мне уважение к повседневному настойчивому труду, без которого немыслимо движение вперед ни на оперной, ни на драматической сцене...»

В 1940 году Вербицкая вместе с труппой театра оперы и балета им. С. М. Кирова приняла участие в ленинградской декаде в Москве. Она пела Ваню в «Иване Сусанине» и Бабариху в «Сказке о царе Салтане». В печати отмечалось, что артистка отлично справилась с обеими ролями.
В годы Великой Отечественной войны певица работала в качестве солистки Ленинградской филармонии, выступая в концертах, на сценах рабочих клубов, в воинских частях и госпиталях г. Новосибирска, где находился тогда коллектив Филармонии.

С 1Вербицкая 4948 года Евгения Матвеевна работает в Большом театре Союза ССР, на сцене которого она уже создала немало художественно законченных образов. Дебютировала она на сцене Большого театра в роли Княгини в «Русалке», затем спела партию Егоровны в «Дубровском». Выдающимся достижением Вербицкой является исполнение партии Графини в «Пиковой даме».
Артистка глубоко постигла и передала зловещую атмосферу, окружающую ту, кого называли когда-то в Версале «Венерою московской». Незаурядное сценическое дарование Вербицкой особенно ярко проявилось в знаменитой сцене в спальне Графини.

С подлинным мастерством исполняет Вербицкая и роль Вани в Вербицкая 5«Иване Сусанине», и небольшую партию Власьевны в «Псковитянке», придавая значительность этому, казалось бы, второстепенному образу, наделяя его неподдельным обаянием, в особенности там, где звучит волшебная сказка о царевне Ладе.

Вербицкая прекрасно исполняет и роль Няни в «Евгении Онегине», – слушатель чувствует, сколько трогательной любви к Татьяне в этой простой и сер- дечной русской женщине. В роли Свояченицы в «Майской ночи» Вербицкая показала, что ей близок и сочный народный юмор.
Долго и тщательно готовилась артистка к исполнению роли помещицы Щепиной-Ростовской в опере Шапорина «Декабристы»: она много читала, бывала в Третьяковской галерее, изучала в музеях костюмы, материал для грима. Все время стоявший перед ее глазами образ Салтычихи помог ей наделить создаваемый вокально-сценический образ чертами властной жестокости, бездушного деспотизма.

Наряду с работой на оперной сцене Вербицкая продолжает свою концертную деятельность. Во многих городах нашей страны она выступает в качестве камерной певицы. Репертуар ее обширен и разнообразен. Она участвовала также в исполнении Девятой симфонии Бетховена под управлением Е. Мравинского, пела сольные партии в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина и в «Александре Невском» Прокофьева.

В 1946 году Вербицкая дала несколько сольных концертов в Австрии и Чехословакии.
За заслуги в области оперного искусства Евгения Матвеевна Вербицкая получила звание заслуженной артистки РСФСР. Она награждена орденом «Знак Почета» и медалями.