Опера Сметаны «Проданная невеста» впервые шла на русской сцене в сезоне 1870/71 года, через четыре года после того, как она была исполнена под управлением композитора в Праге. На протяжении этих четырех лет Сметана не переставал работать над своей оперой, которая вслед за его «Бранденбуржцами в Чехии» явилась величайшим произведением чешской оперной классики. Первая (двухактная) редакция оперы относится к 1863—1866 годам, во второй редакции (1869) композитор ввел ряд новых номеров и расширил оперу до трех актов. И, наконец, для петербургской премьеры он заменил всю разговорную прозу, имевшуюся в предыдущих редакциях, мелодическими речитативами. Таким образом, петербургская постановка «Проданной невесты» явилась первым исполнением оперы в окончательной редакции. Бедржих Сметана (1824—1884) по справедливости считается основоположником чешской музыкальной классики. Он утверждает в своем творчестве высокие принципы народности и реалистической правдивости, согретой горячим, искренним чувством патриотизма. Традиции Сметаны плодотворно продолжали и развивали его младшие современники и последующие поколения чешских композиторов.В операх Антонина Дворжака и Леоша Яначка чувствуется близость к этим традициям. Опыт Сметаны успешно усвоил и современный словацкий композитор Эуген Сухонь, создавший в своей опере «Водоворот» правдивые картины сельской жизни.
В борьбе за национальную самобытность чешской музыкальной культуры, за насыщение ее передовыми освободительными идеями, Сметана широко использовал неисчерпаемые богатства чешского народнопесенного и танцевального творчества, а также опыт своих предшественников. Большое значение для формирования творческого облика Сметаны имело изучение им произведений основоположника русской музыкальной классики М. Глинки, а впоследствии и других русских композиторов. Под управлением Сметаны в Праге исполнялись «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и симфонические произведения Глинки. В бытность Сметаны главным дирижером оперного театра в Праге туда приезжал в 1867 году Балакирев, исполнявший произведения Глинки и затем на протяжении многих лет способствовавший укреплению русско-чешских культурных связей, значительный вклад в развитие которых сделали также Чайковский, Танеев и другие крупнейшие русские композиторы. Произведения русской классической литературы, музыки и изобразительного искусства, труды великих русских мыслителей Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Герцена, работы корифеев русской художественно-критической мысли Серова и Стасова получили широкое распространение в Чехии, способствуя развитию прогрессивных идей, сближавших передовые круги русской и западнославянской общественности. Об этой близости свидетельствовал и неуклонно возраставший в России интерес к достижениям чешской литературы и искусства, к творчеству поэта Карла Яромира Эрбена, писательницы Вожены Немцовой, художника Йозефа Манеса, композиторов Бедржиха Сметаны и Антонина Дворжака.
Петербургская премьера «Проданной невесты» была первым зарубежным исполнением оперного произведения Сметаны. В письме к Э. Направнику, под управлением которого шла онера на сцене Мариинского театра в Петербурге, Сметана с радостным волнением писал об этой постановке как о «неожиданном счастье». Передовая русская общественность высоко оценила это произведение чешского композитора, друг которого певец Йозеф Палечек, поступивший на службу в Мариинский театр и участвовавший в первом петербургском представлении «Проданной невесты», в тот же вечер телеграфировал Сметане: «Большой успех Невесты. Аплодисменты после увертюры и каждого номера. Полька повторена. Театр переполнен. Слава Вам. Палечек». Русские музыканты стремились популяризировать выдающиеся достижения своих чешских собратьев. В дореволюционное время в Петербурге была поставлена не только «Проданная невеста», но и «Далибор» Сметаны, о жизни и творчестве которого в русской печати еще в прошлом столетии появились статьи и очерки.