Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Постановки прошлых лет: "Медный всадник" (1958 г.). Часть 4.

Ранее: 1, 2, 3.

Медный всадникНе только блистательную технику, но и тонкое чувство стиля проявила М. Семенова, танцуя партию Царицы бала в сцене ассамблеи. Сцена эта изобилует удачными находками режиссера, к числу которых можно отнести и комический эпизод с кубком Большого Орла, оказывающим столь пагубное действие на проштрафившегося заморского гостя. Нельзя, наконец, не отметить талантливо исполняемой И. Тихомирновой (Коломбина) и Г. Фарманянцем (Арлекин) сцены в первом акте, изображающей выступления бродячих артистов во время народного гулянья на Сенатской площади. В последних спектаклях Тихомирнова отлично танцует партию Царицы бала, а роль Коломбины поручена балеринам Т. Лазаревич и Н. Орловской. Исполняя партию Арлекина, Фарманянц вновь поразил зрителей техникой гигантских прыжков. Хорошо удается эта партия также Г. Вовту. Итак, лирически-интимные сцены в «Медном всаднике» переплетаются с жанровыми эпизодами и массовыми сценами. Народ появляется и в первом акте, и в сцене наводнения, и в финале, когда петербуржцы окружают памятник Петру. Апофеозом произведения является мощная симфоническая кульминация «Гимна великому городу». Так назвал композитор стержневую тему, которая возникает еще во второй картине, когда действие переносится в первые годы существования северной столицы. «ГИМН великому городу» давно уже начал жить самостоятельной жизнью. Он постоянно исполняется в симфонических концертах, передается по радио в новогоднюю ночь и включается во многие другие праздничные программы. Едва ли будет преувеличением сказать, что простая и, вместе с тем, величественная и торжественная тема «Гимна», которая производит такое незабываемое впечатление, должна быть поставлена на одно из первых мест в большом списке творческих достижений автора балета. В этой музыке получили своеобразное художественное обобщение традиции «кантов», развивавшиеся в нашей стране в XVIII веке, и традиции русского богатырского симфонизма, одним из примечательных образцов которого является «Илья Муромец» Глиэра.

В музыкальной драматургии балета «Медный всадник» именно «Гимн великому городу» занимает первенствующее положение, являясь носителем образа государственной мощи нашей страны и ее величия, во имя которого было некогда прорублено «окно в Европу». Жизнеутверждающая сила победной заключительной кульминации этой темы рождена не только торжественными строками вступления к пушкинской поэме, но и нашей современностью, живое дыхание которой ощущается в глиэровской музыке. Постановка балета «Медный всадник» неоспоримо свидетельствует, что коллектив Большого театра постиг и глубоко раскрыл почерпнутую из пушкинской поэмы основную идею произведения, ту идею бессмертия нашего великого народа и государства, перед которой отступают на второй план личные трагедии героев балета.

Медный всадник