Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Спектакли прошлых лет: "Свадьба Фигаро" (1958 г.), Часть 3

Ранее: 1, 2.

Свадьба ФигароНужно отдать справедливость актерам — они явились чуткими исполнителями режиссерского замысла. Киселев в роли Фигаро сумел раскрыть богатые душевные краски, которыми наделил своего героя Моцарт; в образе Сюзанны, созданном Ириной Масленниковой, привлекает сочетание изящества, лукавства и своеобразного прямодушия; в роли Графини Леокадия Масленникова обнаружила лирическое дарование и превосходное владение вокальной партией; хороши и Бартоло в исполнении Николау, и Звездина в роли Барбарины; мягкий и убедительный рисунок создает Корнеева в роли Марселины. Но, пожалуй, наибольшими удачами артистов являются исполнение роли Графа Отделеновым и, особенно, роли Керубино Диной Дян.
Граф Альмавива, каким мы видим его на сцене, — элегантнейший синьор, еще молодой, избалованный успехами у женщин, несколько утомленный однообразием брачной жизни и потому весьма впечатлительный к прелести окружающих его молодых женщин. Меньше всего склонный допускать ветреность со стороны жены, он в отношении самого себя вопрос семейной морали рассматривает чрезвычайно широко. В отношениях с подчиненными он вспыльчив, деспотичен и беспомощен. И именно в этом больше всего ощущается примета времени: Граф — Отделенов проигрывает в поединке с Фигаро не потому, что слуга его обладает какими-либо исключительными качествами, и не в силу собственной неумелости или глупости, а потому, что время против него. Внешне все как будто по-старому: Граф вершит суд, от него зависит судьба подчиненных, он имеет право карать и миловать. На самом же деле той власти, которую имели его предки, у него уже нет. Он отлично это понимает и остерегается применять крутые меры. Это хорошо подчеркнуто в сцене прихода крестьян в первом акте, когда, дружески отведя Сюзанну в сторону, Граф галантно заявляет ей, что меньше всего намерен пользоваться своим правом, — настоящий
дворянин только лаской может завоевать сердце красавицы, — и, «состроив хорошую мину при плохой игре», скрепя сердце, разрешает начать свадебное торжество.
Изящной, даже виртуозной сценической трактовкой привлекает зрителя Дина Дян. Трудная и ответственная роль Керубино требует от артиста прежде всего непосредственности и внутреннего богатства. Моцарт обобщил в этом образе и нетерпеливую юношескую жажду любви, и мальчишескую распущенность, и взбалмошность подростка. Все это далеко от какого бы то ни было Свадьба Фигарококетства, жеманства или игры в наивность. Дян исполняет эту сложную роль с подкупающей простотой и смелостью; к тому же свежесть голоса и молодость исполнительницы особенно располагают к ней слушателя. Может быть, в некоторых сценах следовало бы чуть смягчить мальчишескую развязность, может быть, ее Керубино чуть чрезмерно подвижен, но это отнюдь не влияет на общее восприятие роли.
Таким образом, в каждой отдельной фигуре, равно как и в общем решении спектакля, ощущается тонкое прочтение партитуры. В спектакле сохранено также характернейшее свойство моцартовской драматургии — острое ощущение композитором современности и ее проблематики. Оно нашло отражение в драматической идее спектакля: от сцены к сцене не навязчиво, но рельефно выступает ощущение того, что внутреннее равновесие жизни в замке нарушено, и между господами и слугами установились отношения противоречивые и неустойчивые. Низшее сословие вышло из беспрекословного подчинения и повиновения власть имущим. Это ощущается не только в поведении Фигаро и Сюзанны, но и в фамильярности Марселины, Бартоло и Базилио, а также в том, как относятся к господам крестьяне, приглашённые на свадьбу. В этой живой толпе, яркой, красочной, отнюдь не чувствующей себя стесненной в графских покоях, в дружеском переглядывании и перешептывании девушек с Сюзанной и Фигаро ощущается среда, связанная тесными узами быта, дружбы, общих интересов, среда, в любой момент готовая высказать свое недовольство. Рядом с нею графская чета, при всей торжественности ее появления, кажется скованной и беспомощной.
Это чувство неустойчивости жизни высшего сословия еще больше подчеркнуто во втором акте, в сценах объяснения Графа и Графини; Графиня, лишенная самостоятельности даже в пределах собственной комнаты, запуганная ревностью деспотического мужа и в то же время вынужденная терпеливо сносить его измены, наконец восстает против него. Ощущая большую жизненную силу Сюзанны и Фигаро, она ищет помощи у них, соглашаясь на участие в общей затее, предпринятой против Графа.
Во всех сценах, где участвует Графиня и Сюзанна, перед зрителем предстают две молодые женщины, весьма близкие по возрасту и умственному развитию. Несмотря на то, что одна из них ползает по полу, расправляя платье своей госпожи, именно она в этом союзе является ведущей. То же первенство удерживает Сюзанна в отношениях с Графом: в любовном дуэте в начале третьего акта она ведет со своим хозяином тонкую игру, забавляясь и наслаждаясь его поклонением, но ни на минуту не теряя настороженности, в то время как Граф в своем увлечении почти совсем забывает о расстоянии, которое должно отделять его от служанки.

Продолжение...

Свадьба Фигаро  Свадьба Фигаро