Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Большой театр в начале XX века (1952 г.), часть 14.

Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13.

Обосновав принципы социалистического реализма, партия определила основной путь развития искусства в нашей стране — путь действенного творческого участия в борьбе и строительстве советского народа, активного вторжения в жизнь, целеустремленного служения идеалам коммунизма. Необычайно расширились перспективы искусства, повысилась его воспитательная роль. Великие победы социалистического строя, возглавленное партией решающее наступление по всему идеологическому фронту благотворно сказались в деятельности Большого театра. В этот период Большой театр настойчиво и целеустремленно работает над созданием нового репертуара, воплощающего образы советской действительности и истории революционной борьбы. Большой театр достиг в отдельных постановках — как оперных, так и балетных — значительных идейно-художественных результатов («Тихий Дон» И. Дзержинского, «Пламя Парижа» Б. Асафьева и Др.).

Борьба двух направлении в искусстве не миновала сцены советского Большого театра. В его практике на отдельных этапах обнаруживались существенные идейно-эстетические ошибки и заблуждения, ложные увлечения «модными» формалистическими течениями, и это неоднократно становилось тормозом, помехой в развитии Большого театра по пути искусства реалистического, народно-демократического. В период засилия в музыке формалистических влияний на сцену Большого театра проникли отдельные сумбурные, чуждые идейным и художественным запросам народа произведения («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Футболист» Оранского, «Леди Макбет Мценского уезда» и «Светлый ручей» Шостаковича). Однако советская общественность, партия и партийная печать бдительно оберегали чистоту идейной и художественной линии театра. Редакционные статьи «Правды» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь», опубликованные в начале 1936 года, вооружили Большой театр и всех работников советского музыкального искусства на борьбу против аполитичности, формализма и натурализма.

Колоссальное значение для развития советского оперного искусства имела состоявшаяся 17 января 1936 года беседа товарища И. В. Сталина и товарища В. М. Молотова с постановщиками спектакля «Тихий Дон». Выдвинув перед творческими работниками задачу создания советской оперной классики, товарищ Сталин начертал боевую программу для всего советского музыкально-театрального фронта. Товарищ Сталин определил те большие требования, которые предъявляются советским народом и партией к опере как высшей форме синтетического искусства. Товарищ Сталин призвал оперных композиторов решительно бороться за идейность, правдивость, близость к массам, ясность и доступность языка, основывающегося на народной музыке.

Успехи в практическом овладении реалистическим методом в современном музыкально-драматическом творчестве и исполнительстве неразрывно связаны с верным отношением к оперной классике, с умением глубоко раскрывать подлинное идейное содержание и неисчерпаемые художественные богатства гениальных творений великих русских композиторов XIX века. Предвоенные годы в работе Большого театра ознаменовались исключительно важными, принципиально ценными победами в решении задач творческого овладения классикой.

В 1937 году за выдающиеся достижения в деле развития советского музыкально-театрального искусства Большой театр СССР был награжден орденом Ленина: многие артисты были удостоены правительственных наград и почетных званий. Лучшим мастерам театра, его корифеям, было присвоено высокое звание народного артиста СССР. Назовем имена первых деятелей Большого театра, удостоенных этого звания: А. В. Нежданова, К. Г. Держинская, Н. А. Обухова, Е. А. Степанова, В. В. Баронш, А. С. Пирогов, М. О. Рейзен, М. Д. Михаилов, И. С. Козловский, С. А. Самосуд, Л. П. Штейнберг. Позднее звания народного артиста СССР были удостоены А. М. Пазовский, Н. С. Голованов, А. Ш. Мелик-Пашаев, Ю. Ф. Файер, С. Я. Лемешев, Н. С. Ханаев, Г. М. Нэлепп, А. П. Иванов, Г. С. Уланова, О. В. Лепешинская. Звание народного артиста СССР носит также недавно вступивший в коллектив Большого театра Л. А. Иванов.

Продолжение...