Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Дни с Улановой. Часть 15

Магическое  слово (продолжение)

Чтобы лучше понять, что представляют собой производственные мастерские Большого театра, надо побывать в них. Это необычное и малоизвестное учреждение находится на улице Москвина. Скромное название «производственные мастерские» может ввести в заблуждение. На самом деле это предприятие, подобного которому, наверно, в мире нет, размещено в пятиэтажном здании и представляет собой целую фабрику, где трудится свыше пятисот рабочих. В двадцати различных цехах работают люди девяноста одной специальности — металлисты и плотники, пастежоры и костюмеры, швеи и токари, портные и химики, бутафоры и монтажники, электрики и вышивальщицы, конструкторы и инженеры, декораторы и скульпторы. Из рабочих особенно типичными показались мне восьмидесятилетний портной Петр Фомичев, Евдокия Шитова - мастерица цеха балетных туфель, ежемесячно изготовляющая пятнадцать пар лично для Улановой, и Ольга Иванова, переступившая порог мастерской тридцать лет назад,— ее руками сшиты балетные пачки всех солисток Большого театра.

На фабрике есть огромный зал высотой в пять этажей. На полу этого зала, не уступающего по своим размерам футбольному полю, пишутся декорации. Чтобы охватить взглядом все полотно, художники поднимаются на балкончик, находящийся под самым потолком.

— Я очень люблю Шопена, — говорит Уланова. — Прошло почти тридцать лет с тех пор, как я слышала концерт Владимира Горовица, но мне и до сих пор кажется, что это было совсем недавно. Он целый вечер играл произведения великого композитора. И это действительно было незабываемо... В 1926 году, — продолжает Уланова, - будучи ученицей Ленинградского хореографического училища, я впервые танцевала Шопена. На нашей маленькой сцене было поставлено его «Скерцо». Разумеется, тогда я еще очень мало понимала музыку, но эта вещь нравилась мне необыкновенно: ее мелодия, ее воздушность увлекали нас всех и словно звали к легкому и окрыленному танцу... Спустя два, года, за несколько месяцев до выпуска, наш класс начал готовить «Шопениану»... Я танцевала одну из мазурок и «Седьмой вальс». Не буду вам описывать своих волнений на выпускном спектакле. Серьезность экзамена при окончании школы вы, наверно, хорошо себе представляете. Ведь это был решающий в моей жизни спектакль…

А вот что еще пишет Уланова об этом знаменитом балете Михаила Фокина: «В балете нет сюжета, в нем как будто ничего не происходит, но его музыка так хороша и танец так полно ее выражает, что зритель, глядя на сцену, даже забывает о том, что перед ним не развертывается фабула. Он видит как бы живое воплощение романтических грез, светлых мечтаний. И в этом пленительное очарование спектакля». 

Иллюстрации из книги:

Подготовка костюмов Галины Улановой 2

Евдокия Шитова мастерица цеха балетных туфель Подготовка костюмов Галины Улановой

 

Часть 14, Часть 15, Часть 16, ...