Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

О балете "Лебединое озеро" (Часть 3)

Лебединое озероРанее: 1, 2.

Мы видим героя полного сил, активного, вступающего во владение своим королевством, но на самой, казалось бы. ликующей ноте торжества — ритуале последнего тоста за здоровье принца (полонез) — действие вдруг неожиданно приобретает новый оттенок. Усиливается мотив тревоги, лирический мотив духовной неудовлетворенности. В синеву ночи уходят очертания замка, золотыми огоньками вспыхивают кубки в руках друзей принца; последние фигуры полонеза, механически повторяемая несколько раз одна и та же пластическая фраза (некий магический круг, который как бы очерчивают около стоящего в центре принца девушки, слетающиеся с разных концов сцены) — все это снимает изначальную бравурность и традиционную помпезность картины, давая ей выход в сферу драматического переживания. И уже как призраки уходящей юности проносятся в пламени этой синей ночи друзья принца, оставляя его в трагическом и мрачном предчувствии перемен. Монолог принца прочитывается как томительное ожидание встречи с судьбой, еще не обретшей зримого образа. Но драматизм ситуации выявлен хореографом в полную силу, и мы уже вместе с героем предчувствуем, ощущаем трагическую тень, исподволь, незаметно вторгающуюся в его душу.

Из всех исполнителей роли принца эта тема, пожалуй, активнее всего звучит у молодого танцовщика Александра Годунова. Его принц изящен, элегантен и в то же время, если так можно сказать, декоративен, он органично вписывается в окружающую его атмосферу ритуальной роскоши. Но в монологе властно и мощно возникает мотив душевного смятения. Слетает пленка видимого благополучия, и открывается растерянность души, грусть, чувство одиночества. Актеру удается пластически передать внутреннее, душевное стремление, мечтательность и как бы зарождение в самом принце лебединой темы — па протяжных вытянутых линиях и гибкости, тягучести поз.

У другого исполнителя роли принца — Михаила Лавровского — преобладают героические мотивы, и его танец, полный здоровой энергии и воли, с самого начала противостоит заданности придворного этикета. Годунов в итоге представляет нам драму первого столкновения романтической слабости с миром зла. Лавровский рисует человека, стремящегося к поединку с судьбой. Первая трактовка отвечает строю романтической поэзии; вторая — транспонирует ее на язык сегодняшних представлений о герое. Следующая картина, основу которой составляет лирическая сюита лебедей, приобрела в новой редакции особое драматическое звучание. Уже первый эпизод — таинственное возникновение Злого гения —черного рыцаря (без устрашающего традиционного грима; рыцаря — ровесника героя) — настраивает нас на восприятие трагического конфликта. Маленькие сцены — дуэты Злого гения и принца — вклиниваются в лебединую сюиту, определяя нерв драматического действия. Мы видим, как «неугомонный фатум» является герою в самые блаженные минуты, напоминает о себе в мгновения чистых и светлых дум, мешая его порывам к счастью и к своему идеалу. Но черный рыцарь представляет не только некие внешние силы зла — этот образ отражает одновременно и душевные противоречия принца, ведущие его к трагической ошибке на балу.

Это образ романтической двойственности героя. Смысл психологического развития характера принца — в обретении им утраченной душевной гармонии, в преодолении двойственности. Так решается Григоровичем финальная сцена бури — очищение, освобождение героя от власти роковой силы. Но этой кульминации предшествует картина обольщения. доводящая конфликт героя с судьбой до высшей точки. Переставив дивертисмент характерных танцев в начало действия, хореограф отказывается от концертного его звучания: цепь номеров, решенная в чисто классической манере, образует виртуозный парад-выход невест, который служит подготовкой к сюите-вальсу претенденток на руку и сердце принца. Григорович с удивительным мастерством выстроил весь этот акт, разбил его как бы на два крупных цикла, обьединенных четкой драматургической логикой. Первый цикл — до выхода Одиллии — представление невест (дивертисмент) и вальс невест. В этом цикле проходят две темы: праздничного торжества — блестящие вариации испанской, русской, польской, венгерской, неаполитанской принцесс-претенденток — и лирической отрешенности принца, его ожидания, предчувствия. Словно бы останавливается действие, монотонно кружатся невесты, холоден и подчеркнуто замкнут принц. Но на этой точке — как бы остановленного действия — и появляется Одиллия со Злым гением. Контраст исполнен подлинно трагической мощи. В миг разрушены покой, безмятежность, благополучие.

Продолжение...