В мире танца 2004 год можно назвать «Годом Баланчина» – всё балетное сообщество празднует столетие Джорджа Баланчина. В его честь проводятся симпозиумы и теоретические конференции, творческие вечера и юбилейные встречи. А большинство коллективов включили в репертуар многие произведения из его огромного наследия. Некоторые театры, в том числе балет Парижской Оперы, умудрились показать даже две новые баланчинские программы. А в Английском Королевском балете в этом сезоне появился по-настоящему королевский «Блудный сын» с Сильви Гиллем – Сиреной и Карлосом Акостой в центральной партии. Новую баланчинскую программу – «Вальс» Равеля, «Четыре темперамента» Хиндемита, «Ballet Imperial» Чайковского в апреле показал балет Мариинского театра.
Свой вклад в мировую юбилейную «баланчиниану» внёс и балет Большого. Наряду с возобновлением «Симфонии до мажор» Бизе и «Агона» Стравинского, которые после нескольких лет отсутствия вновь вернулись в афишу, труппа подготовила ещё и «Кончерто барокко» (1941) Баха. Чёрно-белую графику строгого на вид вечера оживили яркие вкрапления – три его знаменитые pas de deux, которые до того Большим не исполнялись. Русское Pas de deux Чайковского, датско-американская «Тарантелла» Готшалка и французское Pas de deux на музыку из балета «Сильвия» Делиба (часто именуемое Pas de deux «Сильвия») – дань уважения самого мастера трём школам классического танца, которые он глубоко чтил. И если три одноактных балета исполнялись каждый вечер, то роскошные pas de deux чередовались, представляя собой одно, но изысканное «лакомство» и для зрителей и для исполнителей. В них традиционно выступают только звёзды. Так было и на премьерах в Большом: Мария Александрова и Сергей Филин исполнили игривое Pas de deux Чайковского, Галина Степаненко в паре с Андреем Болотиным – зажигательную «Тарантеллу», Надежда Грачёва в дуэте с Владимиром Непорожним – элегантную и тонкую «Сильвию». Последнюю с нашими артистами репетировала Марина Эглевски, унаследовавшая от отца – Андре Эглевского, для которого Баланчин поставил этот номер, – права на его постановку.
К нам прибыла и знаменитая Виолетт Верди (старшее поколение хорошо помнит эту блестящую француженку–баланчинистку), чтобы подсказать многие акценты и детали специально для неё поставленного Pas de deux Чайковского – она как никто знает все тайны этого головокружительного «весеннего флирта», где каждое pas имеет очаровательно игривый подтекст. Две недели г-жа Верди давала также утренние классы по технике Баланчина, чтобы подготовить наших исполнителей к предстоящей премьере его балетов. Благодаря инициативе Французского культурного центра в Москве был проведен и творческий вечер Виолетт Верди, на котором показали документальный фильм Доминика Делуша «Виолетт и мистер Би», вызвавший огромный интерес не только у профессионалов.
С датской техникой танцовщиков Большого на утренних уроках знакомил Адам Людерс – один из премьеров-датчан, работавших у Баланчина. Он же вёл репетиции «Кончерто барокко», хотя времени на освоение этого сложного танцевальноскрипичного шедевра у наших танцовщиц было в обрез.
Не только давал классы, но и большую репетиторскую работу вёл Джон Клиффорд, ожививший, хотя по манере и слегка упростивший сложнейший «Агон», который заметно выделялся по исполнительскому уровню. Клиффорду «досталась» и «Тарантелла», встреченная на премьере шквалом аплодисментов.
А парадную «Симфонию до мажор», которая по сути своей просто обречена на зрительский успех, восстанавливала Татьяна Терехова, репетировавшая её и несколько лет назад. Словом, старались и приглашенные педагоги, и исполнители Большого.
Не впервые «Симфонию» танцевали Надежда Грачева, Галина Степаненко, Сергей Филин. А Светлана Захарова – одна из самых признанных русских баланчинисток, – опекаемая Александром Волчковым, первый раз исполнила её вторую медленную часть волшебной красоты. Новые исполнители появились и в труднейшей третьей части (Мария Аллаш, Марианна Рыжкина и Ян Годовский), где на равных выступают балерина и кавалер. Подготовлены также вторые составы – и опытные артисты и совсем молодые солисты, только сейчас начинающие познавать сложнейшее наследие величайшего классика XX века.
Удалось ли артистам Большого за столь сжатые сроки освоить баланчиновское музыкально–танцевальное «чистописание»? Тут главный арбитр – Фонд Баланчина, который призван следить за сохранением его хореографии и стиля. Свои оценку и пожелания его представители-репетиторы высказали в опубликованных ниже интервью.
Трудно писать об обманчиво-бессюжетных на вид балетах Джорджа Баланчина. Их надо насматривать – только тогда они открывают свои тайны, поворачиваются всё новыми и новыми гранями. В них постепенно проступают смыслы, скрытые тексты, переосмысленные цитаты классики, символы и метафоры, вызывающие самый широкий спектр транскультурных ассоциаций и исторических аллюзий. Мы же предлагаем фоторепортаж первых спектаклей.
В премьерные дни в Белом фойе театра была открыта выставка Пола Колника – официального фотографа «Нью-Йорк Сити балле», издан его черно-белый фотоальбом. Был напечатан богато иллюстрированный и очень информативный буклет. А видеостудия Большого подготовила объёмные репортажи для телевидения, в которых были показаны и репетиции и премьерные спектакли «Балетов Джорджа Баланчина».
Виолетта Майниеце
Журнал «Большой театр», 2004 год