Опера «Садко» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. Тема новгородской былины привлекла внимание композитора еще на первых порах его творческой деятельности. Она взволновала его своей поэтической красотой и богатством содержания, ярко национального, самобытного, проникнутого неистощимым оптимизмом. Образ Садко, удалого новгородского гусляра, смело вступающего в единоборство с могучими силами природы, картины морской стихии, красочного народного быта — все это пробуждало фантазию композитора и нашло воплощение в превосходной по свежести и оригинальности мелодии и колорита симфонической поэме «Садко». Эта симфоническая поэма, вместе с оперой «Псковитянка», явилась крупнейшим творческим достижением молодого Римского-Корсакова. Она
была, вместе с тем, как бы эскизом написанной в 1895—1896 годах оперы «Садко».
Однако не только страстная авторская приверженность к сюжету определяет особое значение оперы «Садко». Главное в необычайном своеобразии самого жанра этой оперы. Все самобытно в этом произведении — и его сюжет, переносящий в седую новгородскую старину, и художественные образы, и степенность развертывания действия, и самый музыкальный язык, неразрывно связанный с традицией русского былинного эпоса. Все это выделяет «Садко» из ряда других опер, дает благодарнейший материал для исполнителей и в то же время обязывает их к неустанным творческим исканиям.
Предшествующие постановки «Садко» далеко не во всем удовлетворяли такому требованию. В некоторых из них были исполнительские удачи: так, в летописях русского музыкального театра запечатлено превосходное исполнение партии Волховы А. Неждановой и Н, Забелой-Врубель, партии Садко — А. Секар-Рожанским, партии Варяжского гостя — Ф. Шаляпиным. Были достижения и в декоративном оформлении оперы, о чем рассказывает К. Станиславский в своей знаменитой книге «Моя жизнь в искусстве». Однако в целом ни одна из прошлых 'постановок не показывала шедевр Римского-Корсакова во всем его богатстве.
В спектаклях оперы «Садко» на первый план обычно выдвигались фантастические или внешнебытовые черты. Спектакль шел в замедленных темпах. Это считалось закономерным, более того — оправдывалось некоторыми музыкальными критиками, утверждавшими, что музыка «Садко» статична по самой своей природе. Очевидно, в какой-то мере эти домыслы основывались на впечатлениях от постановок, не показывавших подлинной сущности гениальной оперы.
Одним из коренных недостатков большинства прежних постановок было недостаточно глубокое раскрытие образа самого Садко. Почти всегда исполнители изображали его только искателем приключений, очарованным красотой дочери Морского царя, и не показывали героических, мужественных черт его характера, силы его воли, побеждающей стихию. Ведь Садко — прежде всего, воплощение смелости, отваги и предприимчивости русского народа. И от исполнителей в первую
очередь требовалось раскрытие эпической мощи, патриотического духа этого шедевра Римского-Корсакова.
Новая постановка Большого театра Союза ССР является одним из серьезных творческих достижений коллектива театра именно потому, что в ней значительнее и глубже, чем во всех предшествующих спектаклях «Садко», раскрыта основная идея оперы. Музыка Римского-Корсакова прозвучала по-новому: в ней — неожиданно для многих — проявились яркая сценичность и динамика. Оказалось, что, вопреки «традиционным» взглядам, партитура оперы позволяет создать полнокровный, исполненный жизни и движения спектакль. Вполне понятно, что он имел большой успех у публики, перед которой открылось все богатство содержания гениальной оперы.
Дирижер Н. Голованов, который был душою всего спектакля, сумел творчески прочитать партитуру оперы и добился яркого, сочного звучания оркестра и великолепной согласованности всего ансамбля. Он оживил самый характер звучания, привнес в него широту дыхания, что позволило ему художественно правдиво передать характер эпически величавой музыки Римского-Корсакова.
Голованов сразу показал ложность суждений о длиннотах и недостаточной сценичности, якобы присущих гениальной русской опере.