Ранее: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11.
В январе 1921 года, по указанию В. И. Ленина, пяти старейшим русским театрам, прославившимся долгим служением народу, было присвоено звание академических; первым среди них был Большой театр. В передовой статье первого номера вновь организованного тогда журнала «Культура театра» А. В. Луначарский, говоря о задачах академических театров, характеризует их как «место спайки старой, бесконечно ценной культуры и новой, молодой, не оформившейся и носящей в себе гигантское будущее». Он указывает, что академическими могут называться лишь театры, которые показывают в образцовом виде репертуар, имеющий худо жест венную ценность; другим важнейшим признаком является «доступность максимальная» показываемых спектаклей рабочим, красноармейцам, учащейся молодежи. Позднее, с целью предохранения лучших театров от музейно-ретроспективных тенденций, было вынесено постановление научно-художественной секции Нарком проса, определяющее задачи академических театров.
Постановление останавливалось и на репертуаре («социально ценные с точки зрения требований нашей эпохи произведения не только авторов прошлого, но и современных») и на принципах исполнительской трактовки, призванной вскрывать «внутреннюю социальную и художественную значительность воспроизводимого произведения». Предусматривая единство методов актерской игры и совершенное разрешение формальных задач, этот документ особо подчеркивал требование служения современности «в разрезе социально-классовом и по линии интересов рабоче-крестьянского государства». Творческий облик советского Большого театра, вдохновляемого передовыми идеями нашей эпохи и стремящегося активно служить революционному народу, отчетливо определился к середине двадцатых годов. 1925 год, год, когда партия большевиков на XIV съезде подвела итоги успешного завершения восстановления народного хозяйства и определила программу индустриализации страны, год, ознаменованный решительными успехами во всех областях социалистического строительства, включая культуру и искусство, является важным рубежом и в истории Большого театра.
К этому времени за Большим театром закрепляется авторитет сильнейшего и талантливейшего, всесторонне вооруженного исполнительского коллектива мирового значения. Его труппа обогащается новыми кадрами выдающихся певцов и музыкантов советской формации, органично связанных с народными массами. Значительно расширяются исполнительские возможности. На сцене театра с огромным успехом осуществляются опыты правдивого воплощения грандиозных народных сцен; для выполнения этой задачи, помимо укрепления хора, создается новый коллектив артистов — так называемый мимический ансамбль. Все более активную роль в театре выполняют систематически привлекаемые выдающиеся художники и режиссеры. На недосягаемую высоту поднимается искусство оркестра. Помимо основной музыкально-театральной постановочной деятельности, Большой театр в эти годы систематически проводит цикл симфонических концертов, пропагандируя в образцовом исполнении великие произведения русской и западноевропейской классической музыки. Добиваясь значительных успехов в музыкально-сценической интерпретации классических образцов оперной и балетной литературы, театр одновременно уделяет много внимания созданию нового советского репертуара. Эту сторону деятельности Большого театра нельзя рассматривать изолированно от тех положительных сдвигов, которые в этот период отмечаются в развитии советской литературы, в частности в драматургии, показавшей примеры успешного воплощения современной революционной темы («Шторм», «Бронепоезд 14-69», «Любовь Яровая»).
В Большом театре и его Филиале одна за другой осуществляются постановки новых советских опер и балетов, являющихся мерными откликами на идейные запросы современности. Определимые результаты прежде всего обнаруживаются в воплощении исторических тем, получающих новую отчетливую социально-политическую трактовку («Декабристы» Золотарева, «Степан Разин» Тригодина, «Тупейный художник» Шишова, «Сын солнца» Василенко, «Загмук» Крейна и др.). Выдающейся удачей театра явилась постановка балета Глиэра «Красный мак», осуществленная к десятилетию Великой Октябрьской социалистической революции; постановка эта была воспринята советской общественностью как значительный и обнадеживающий шаг к утверждению современной, общественно значимой темы в музыкальном театре. «Прекрасное, уже советское творение»,— так охарактеризовал постановку «Красного мака» М. И. Калинин. Следует упомянуть также поставленную на сцене Филиала оперу «Прорыв» С. Потоцкого — одну из первых попыток воплощения темы гражданской войны.