Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Памяти вождя ("Мастера Большого театра"), часть 1.

Весть о кончине Владимира Ильича Ленина пришла в театральное училище, когда дирекция отменила занятия по случаю сильных морозов. В день похорон, 24 января, весь состав учащихся, педагоги, обслуживающий персонал — все собрались в училище. Мы шли к Дому Союзов, где стоял гроб с телом Ленина. В строгом порядке, попарно, мы вышли на Театральную площадь. Мороз — 30 градусов, иней на деревьях на телеграфных проводах. Шпалеры красноармейцев от Лубянской площади (ныне площадь Дзержинского) до Дома Союзов и костры, костры... Мы видели пустынную Театральную площадь, а по Большой Дмитровке нескончаемым потоком шли люди поклониться в последний раз Ильичу. Нашу колонну возглавлял Игорь Моисеев — предучкома. Он шел без головного убора, и только на ушах были надеты черные наушники. Патруль провел нас, минуя очередь, прямо с Театральной площади в здание Дома Союзов. Красные с черным траурные флаги... Люстры затянуты черной вуалью. Траурные звуки оркестра...

С чувством огромной скорби мы шли мимо гроба, многие не могли сдержать слез. После перерыва в дни траура в театральной школе возобновились занятия. В первый же день учком решил подготовить вечер, посвященный памяти Владимира Ильича. Он обратился ко всем педагогам с просьбой отобрать самые лучшие номера и самых достойных исполнителей. Организацией концерта занимались Иван Васильевич Смольцов, Андрей Павлович Петровский и Михаил Осипович Николаевский, педагог по классу фортепьяно. Все учащиеся, от первой до выпускной группы, были включены в создание программы, которая состояла из двух отделений. Доминирующее место в концерте занимали любимые песни и произведения любимых композиторов Ильича.

На урок Петровский пришел в класс позже обычного. Аккуратный, не терпящий никаких опозданий учеников, на этот раз он задержался сам. Войдя, он молча поклонился и сел на стул. — Друзья мои, извините. Меня задержал Игорь Моисеев, наш предучкома. Он просит приготовить что-нибудь для концерта в память Ленина. Так вот, мы с вами должны сказать зрителю о том горе, которое живет сейчас в каждом из нас. Сегодняшний урок посвящается Владимиру Ильичу... Прошу пять девушек: Симу, Тамару Ткаченко, Таню Сац, Батунову и Джалилову встать на середину зала. Остальные сядут и будут тихо, без единого звука, присутствовать в классе. Пожалуйста,— сказал он аккомпаниатору. «Похоронный марш» Шопена проник глубоко в сердца.

С последним аккордом Петровский сказал: Пройдут года, и будет много написано музыки, посвященной Ленину. Но теперь мы возьмем «Похоронный марш» Фридерика Шопена — из сонаты № 2 b-moll. Мы с вами сегодня, сейчас, претворим музыку в пластический рассказ о нашей скорби.— Андрей Павлович встал и коротко сказал:

- Повторяйте за мной... На колено — вот так, склоним голову... Всплеск рук! И беспомощное их падение... Он все показывал сам, «лепил» позы, наполняя их скорбью шопеновской мелодии и создавая глубоко впечатляющий танцевально-пластический этюд. В день концерта, который состоялся в конце марта, шестой зал на четвертом этаже училища был битком набит родственниками и знакомыми учащихся, педагогами и артистами балета Большого театра. Часть зала была отведена под сцену.

Хор учащихся исполнял песни «Замучен тяжелой неволей», «Вставай, поднимайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу». Приглашенные артисты Большого театра Иван Бурлак, Ксения Держинская и другие исполняли романсы «Ночь» Чайковского и «Нас венчали не в церкви» Даргомыжского, арию тореодора из оперы Бизе «Кармен». Первая скрипка оркестра Большого театра Борис Осипович Сибор играл любимую вещь Владимира Ильича — «Баркароллу» Чайковского. Тамара Ткаченко исполнила на фортепьяно «Аппассионату» Бетховена. Танцевальные номера в строгой академической форме были поставлены на музыку Бетховена, Чайковского, Рубинштейна. «Похоронный марш» Шопена шел последним. Петровский сам нарисовал эскизы костюмов, которые шили в мастерских Большого театра. Мы были в красных с черным хитонах из газа, с распущенными по плечам волосами. Для меня Андрей Павлович принес белокурый парик, потому что я носила короткую стрижку.

Из всех номеров концерта «Похоронный марш» мел самый большой успех. Безмолвную скорбь искренне, от всего сердца передавали исполнительницы выразительных скульптурных позах. Особенно впечатляющим был финал танца: мы шли на публику, крепко взявшись за руки. Медленно поднимали их вверх и застывали в позе клятвы. Мы как бы клялись хранить верность заветам вождя. Выразительность «Клятвы» нашла отклик в сердцах зрителей. С последними аккордами марша присутствующие поднялись со своих мест, и каждый поднял руку, словно говоря вместе с нами «клянусь». В глазах многих стояли слезы...

Продолжение...