Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Весенний экзамен ("Мастера Большого театра"), часть 2

Ранее: 1

Когда девочки закончили свой показ, на сцену вышли младшие мальчики. На них — белые шелковые рубашки с длинными рукавами, белое трико, черные обтягивающие трусы и белые мягкие туфли. Жуков поставил для них «прыжковую сюиту». Сначала все семь мальчиков выполняли отдельные программные прыжки. Затем каждый из них демонстрировал высоту своего полета в прыжке. Юрий Файер то замедлял темп, то ускорял его, помогая тем самым показать возможности каждого ученика. Непрерывно звучала музыка. Вышла вторая младшая группа — ученицы Веры Ильиничны Мосоловой,— в бледно-зеленых пачках, с зелеными бантами на головах.

Затем девочек быстро сменили мальчики. В этой группе их было всего двое: племянник Леонида Алексеевича Жукова, Алеша Жуков (впоследствии солист балета), и Володя Хрусталев. Алеша, как маленький мужчина, сильно, легко и красиво выполнял довольно сложные прыжки. Володя, красный от волнения, с аккуратно подстриженной челкой и чем-то похожий на девочку, прыгал несколько слабее. Наконец наступила наша очередь. На генеральной репетиции многие из нас неустойчиво стояли на ногах, а устойчивость в адажио, которым мы начинали свой показ, была необходима, недаром Леонид Алексеевич не раз говорил в классе:

— Главное — устойчивость. Подняла ногу хорошо, высоко, а сама шатаешься — грош тебе цена! А то еще и грохнешься на потеху комиссии! Однако адажио прошло спокойно, никто из учениц не «грохнулся».

После нас на сцене появились девушки из группы Горского. Они тоже начали с адажио на середине зала, но их композиция была сложнее: одни начинали танец, а другие как бы вплетались в него. Затем все уходили за кулисы на пуантах, словно медленно «уплывали» в красивых позах. Затем вдруг резко менялся темп музыки, звучала бравурная мелодия, и на сцену «вылетал» Михаил Габович. Из противоположной кулисы ему навстречу устремлялся Валентин Фроман. Юноши, в белом трико, черных бархатных колетах и шелковых белых трусах, оба стройные, оба — воплощение мужества и силы, прыгали удивительно легко и изящно.

Новая перемена, теперь на сцене оранжевые пачки — это четвертая младшая группа девушек, ученицы Горского. Всего их одиннадцать. В изящных комбинациях прыжков, соединенных с движениями на пальцах, они свободно и быстро мелькали будто оранжевые бабочки в солнечном свете юпитеров. Особое внимание привлекали руки воспитанниц Горского. Во всех композициях много разнообразных положений рук, которые благодаря отличной координации казались легкими, невесомыми. На сцену вышел Игорь Моисеев, во время прыжков он словно зависал в воздухе. Хорошо развитая, мужественная фигура юноши эффектно выделялась на фоне «воздушных» девушек в оранжевых пачках. Игорь обладал большим прыжком и хорошим вращением.

И вот, наконец на сцене белые пачки — выпускницы училища. На груди каждой, так же как у всех, номер, но нарисован красной тушью. Для экзаменационного показа Горский поставил им отдельные небольшие сольные вариации. Дирижер внимательно следил за участницами. Менялись исполнительницы, менялся музыкальный темп, ритм. Выпускницы «соревновались» в своих маленьких вариациях. Во всем показе чувствовалась отличная школа классического танца.

Медленно закрылся занавес, и в зрительном зале точно прорвалась плотина. Публика была покорена. Молодежь с криками «браво» ринулась к рампе. Занавес снова раскрыли. На сцену вышли все участники показа и педагоги. Во время всеобщего поклона сцена походила на сказочный цветник. Малыши стояли в первой линии полукругом, некоторых из них держали за руки Леонид Алексеевич Жуков и Александр Алексеевич Горский. Этот экзамен-концерт в постановке Горского и Жукова был своего рода прообразом класс-концерта А. М. Мессерера, поставленного им в 1961 году в Хореографическом училище Большого театра.

Леонид Алексеевич преподавал классический танец в театральном училище с 1921 по 1925 год. В этот период он поставил для учащихся много концертных номеров. Они отличались интересной выдумкой и несложной хореографией. Например, одним из самых ходовых был номер «Шалуны» на музыку Ильи Саца из спектакля Художественного театра «Синяя птица». Исполняли его две девочки третьей группы — Тамара Ткаченко и Тамара Демидова. Изображали они двух мальчиков. В коротких черных бархатных штанишках, белых рубашках, на головах белые шапочки-голландки. Выходили они, дружно обнявшись, выполняя движения польки. Два «шалуна» по ходу танца разыгрывали сцену с папиросами, ссорились, мирились и уходили со сцены, снова дружно обнявшись. В школьных концертах Жуков был активным помощником и никогда не отказывал в постановке небольших номеров.