Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Весенний экзамен ("Мастера Большого театра"), часть 1

В 1922 году Жуков и Горский решили провести переводные экзамены на сцене Нового театра (так в то время называли бывший театр Незлобина, ныне Центральный детский театр), показать воспитанников театрального училища на открытом экзамене-концерте от первой до выпускной группы по всем специальным предметам. Жуков тщательно разработал программу экзамена-концерта, состоявшего из трех отделений, которую утвердил педагогический совет училища. В первом отделении — урок классического танца от первой группы до выпускников. Второе отделение — показ работ по классу мимики, характерного танца и фехтования. Третье отделение — концертные номера двух старших групп. Администрация Большого театра во главе с директором Еленой Константиновной Малиновской горячо откликнулась на просьбу руководства училища сшить новые пачки для всех участниц, выдать шелковые трико, атласные туфли, подобрать соответствующие костюмы для концертного отделения.

И вот работа закипела. В костюмерной театра шили маленькие и большие по размерам пачки. Тщательно подбирались костюмы из ходового и запасного гардероба Большого театра. Атласные туфли были неслыханной роскошью даже для ведущих артистов балета, но для воспитанников училища сделали и это. Всем нам выдали шелковые трико и по паре атласных розовых туфель. Начиная с первых чисел апреля училище было похоже на растревоженный муравейник. Проведя намного раньше экзамены по общеобразовательным предметам, дирекция училища все внимание направила на предстоящий показ своих питомцев. Репетиции шли во всех классах с утра до позднего вечера.

Всем экзаменом-концертом руководил Жуков. Он заходил в классы к педагогам, советовал, как лучше раскрыть возможности и достижения учеников, какие комбинации движений более интересны. Уроки классического танца всех групп Жуков смонтировал как одно целое. Дирижер Большого театра Юрий Файер вместе с Жуковым выбрали музыкальные произведения для каждой группы.

14 мая 1922 года состоялся первый после революции открытый показ работы Театрального училища. Зрительный зал Нового театра был заполнен до отказа. Оставался пустым один ряд в партере, где стоял длинный узкий стол, покрытый зеленым сукном. Маленькие, прикрытые козырьками электрические лампочки на столе говорили о том, что здесь будет сидеть экзаменационная комиссия. Публика встретила членов экзаменационной комиссии аплодисментами. Она узнала своих любимых артистов: Екатерину Гельцер, Василия Тихомирова, Александра Горского, Владимира Рябцева, Марию Рейзен, Маргариту Кандаурову, Михаила Мордкина, Ивана и Виктора Смольцовых, Веру Мосолову, Елизавету Шарпантье, Веру Шелепину, Ольгу Некрасову, Ивана Сидорова, Алексея Булгакова, Михаила Щипанова, Елену Адамович и совсем еще юных артистов молодого театра Любовь Банк, Валентину Кудрявцеву, Анастасию Абрамову, Асафа Мессерера, Нину Подгорецкую, Григория Поливанова, Елену Ильющенко.

Не успела комиссия разместиться за столом, как аплодисменты вспыхнули с новой силой: в ложу бенуара вошел нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, а с ним директор Большого театра Елена Константиновна Малиновская. За кулисами Леонид Алексеевич Жуков как метеор носился от одной группы участников к другой. Его шутки и веселые реплики подбадривали нас, вызывали смех и улыбки. Наконец раздались звонки. Сцена — в черном бархате. По диагонали укреплен станок. К нему встали девочки первой младшей группы. Тарлатановые пачки на десятилетних «артистках» бледно-розовые, на головах скромные розовые банты. У каждой ученицы с правой стороны к атласному лифчику приколот листочек белой бумаги с нарисованным черной тушью номером. Все костюмы Жуков сам тщательно просматривал. Оформление сцены также было его заботой.

За кулисами стояли два рояля с поднятыми вверх крышками. Концертмейстеры Матвей Осипович Николаевский и Федор Сергеевич Таль приготовились к началу. Возле них на стуле сидел дирижер Юрий Файер. Жуков занял место в первой кулисе. Чтобы участники лучше видели его, он взгромоздился на табурет и тихим голосом подсказывал вступление. Третий звонок. Девочки замерли в позиции у станка. Занавес медленно раздвинулся. Яркий свет рампы и юпитеров осветил сцену. Зрительный зал встретил самых маленьких балерин — учениц Ольги Владимировны Некрасовой — аплодисментами. Четко, музыкально, в медленном темпе выполняли девочки еще очень простые, первоначальные движения классического танца.

Продолжение...