Билеты в Большой театр
8 903 710 85 87
Афиша театра Схема зала Схема проезда О компании Контакты

Воспоминания о Н.А.Обуховой. Часть 53

РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ.

Майская ночь

Вспоминая лето 1877 года, Римский-Корсаков писал в своей «Летописи»: «Я с детства своего обожал «Вечера на хуторе», и «Майская ночь» нравилась мне чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла. Кое-какие музыкальные мысли для оперы этой приходили мне и прежде, но в это лето стали приходить несколько чаще. План и частью либретто я уже набросал себе, держась в точности сюжета Гоголя, и поскольку возможно сохраняя его разговорный текст, имеющийся в изобилии в его повести...».

В «Майской ночи» отчетливо проявились черты нового оперного стиля Римского-Корсакова. Здесь уже наблюдается противопоставление реального, бытового плана сказочно-фантастическому, чувствуется особый интерес к показу народного быта, обрядов, картин природы, использования народной песни.

В последующих сказочно-фантастических операх Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о царе Салтане» и других) эти черты нового оперного   стиля  проявились еще резче.

Огромную роль сыграло внимательное изучение русской народной песни. «Все хоровые песни оперы моей,— пишет Римский-Корсаков,— имеют оттенок обрядовый или игровой: весенняя игра «Просо», троицкая песня — «Завью венки», русальные песни — протяжная и скорая в последнем действии и самый хоровод русалок. Само действие оперы связано мною с троицкой или русальной неделей, называемой зелеными святками, да и гоголевские утопленницы обращены в русалок»1.

Характерным для Римского-Корсакова является то, что фантастика в его операх никогда не приобретает самодовлеющего характера. В своей основе она глубоко реалистична, народна, фантастические образы обычно помогают людям в борьбе со злом, с несправедливостью. Такова роль фантастических персонажей в «Садко», «Кащее Бессмертном», «Снегурочке»  и  других   операх.

Опера «Майская ночь»— задушевная любовная сказка. Музыка в ней как бы сливается с природой, и в звуках этой музыки — и тепло, и аромат весны, и шелест цветов, и трепетание листьев. Мягкие и ласковые мелодии воплощают не буйную страсть,  а нежное томление.

Хороводное действие с народными мотивами южной Украины пронизывает оперу с начала до конца. Непрерывная цепь праздничных задорных игр и потех радостно и приветно звучит в музыке. Вслед за солнечным восходом — троицкие игры, весенние песни, в которых ярко показана буйная удаль парубков, и все это сливается с звонкими переливами грудных голосов украинских девчат. Любовный- сюжет оперы, то есть любовь Ганны и Левко, тесно переплетается с любовным весенним цветением всей природы. А в финале оперы наивысшее утверждение жизни. Бодро и задорно звучат хвала солнцу и славление молодых. «Майская ночь» шла в Большом театре в юбилейные гоголевские дни в 1909 году. Дирижировал В. И. Сук. Ганну пела Балановская. Я же участвовала в спектакле, который был возобновлен в 1926 году в постановке А. П. Петровского. Скажу несколько слов об этом спектакле. Дирижировал Н. С. Голованов. Помню, как он темпераментно начинал увертюру,   построенную   на  главных  мотивах   оперы.

Моя партия — Ганны — небольшая по объему, по существу, она исчерпывается лишь первым действием оперы, сценой свидания с Левко, а затем с Головой. Но партия Ганны ответственна и трудна в музыкальном и сценическом  отношении.

Первое действие открывалось массовой сценой парней и девушек, ведущих хороводную игру. Мелодия и текст этого хоровода подлинно народны, носят следы глубокой древности. Слова этой украинской круговой игры, несомненно, возникли в те отдаленные времена, когда формой брака была покупка жен, сменившая еще более древний обычай похищения невест. Хоровод «А мы просо сеяли»— изумительный народный песенный материал — мастерски разработан Римским-Корсаковым.

Иллюстрации к книге:

Любаша. 1916

 Часть 52, Часть 53, Часть 54, ...